Сергей Городецкий

 Литературный календарь - 2019: читаем книги

Я должен всё уразуметь,
Всё распознать и всё разведать,
Зачем нам мёд, зачем нам медь,
Где пораженье, где победа…
Сергей Городецкий

Литературный календарь ЧОУНБ, Сергей Городецкий

Сергей Митрофанович Городецкий – известный русский поэт «серебряного века», один из ярких представителей литературного течения акмеизм, автор многочисленных поэтических сборников. Творчество Городецкого чрезвычайно разнообразно, он известен также как прозаик, переводчик, драматург и литературный критик.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*


Штрихи к биографии и творчеству
Ранние годы
Сергей Городецкий, коренной петербуржец, родился 17 января 1884 г. в семье с дворянскими корнями, где ценились мораль, образование, культура. Будущий поэт с детства впитывал дух лучших традиций русской интеллигенции. В гимназии, куда он поступил с хорошим багажом знаний, Сергей был успешным учеником. Уже в шестом классе, в связи с материальными затруднениями в семье, он успешно давал частные уроки. Окончив гимназию с золотой медалью, Городецкий в 1902 г. поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, и, как позже признавался в автобиографии: «Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного еще не догнал, но и ни один еще не убежал от меня». Он увлеченно занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете Сергей Городецкий познакомился со студентом Александром Блоком и подружился с ним. В его квартире Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки, позже состоял с Блоком в переписке, делясь раздумьями о жизни и искусстве. Поэзия Блока оказала сильное влияние на его будущее творчество.

Первые шаги в поэзии
В начале 1907 г. у Городецкого вышел первый сборник стихотворений под названием «Ярь», его оценили поэты и читатели, а автор получил широкое признание. Вскоре после выхода в свет книги Блок опубликовал в журнале «Золотое руно» статью «О лирике», в которой поставил молодого поэта в один ряд с самыми крупными мастерами современной русской поэзии. «Прошло немногим больше года с той поры, – писал он, – как на литературное поприще вступил Сергей Городецкий. Но уже звезда его поэзии, как Сириус, яркая и влажная, поднялась высоко…». В своей ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов, прежде всего, Вячеслава Иванова, Александра Блока и Константина Бальмонта. Городецкий как поэт «серебряного века» выработал свой особый стиль – сочетание символистских образов и фольклорных традиций. «Все свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором еще в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен. Отсюда и родилась моя первая книга “Ярь”», – писал Городецкий. Для него было характерно обращение к мотивам языческой славянской мифологии и первобытных сил, проявляющихся в связи с природой. В стихах звучали темы русского народного творчества, было стремление передать восприятие полнокровности мира в фольклорных образах. В середине того же года вышел второй сборник стихов Городецкого – «Перун», в котором прослеживались уже знакомые читателям мотивы и образы.

От символизма – к акмеизму.
Русская поэзия конца XIX – начала XX веков пестрела множеством различных литературных течений, направлений, групп. Жажда «большой, здоровой поэзии» и «искание мировой гармонии» бросали Городецкого из одного направления в другое.
Сначала, как отмечалось выше, Городецкий примкнул к символистам и писал стихи многозначительно и иносказательно в соответствии с их кодексом, но и в них чувствовалось доверие к вечным культурным ценностям, присутствующим в фольклоре. Таковы его книги этого периода: «Дикая воля», «Русь», «Ива». Это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1910-е гг. Городецкий разошелся с символистами. Ему стали близки идеи акмеизма, который привлек его своей «земной» сутью, без идеализации жизни, без усложненной метафоричности. Вместе с Николаем Гумилевым он стал организатором «Цеха поэтов». Это было нечто вроде клуба или творческой мастерской, где собирались поэты, читали свои стихи, которые потом обсуждались. В 1914 г. вышел сборник стихов Городецкого «Цветущий посох» – итог раздумий поэта о жизни, творчестве и себе самом. Он был представлен автором как программно-акмеистский. Отзываясь о сборнике, Гумилев назвал Городецкого «обладателем неиссякаемой певучей силы».

Литературный календарь ЧОУНБ, Сергей ГородецкийВ 1915 г., после фактического распада «Цеха поэтов», Городецкий активно популяризировал творчество «новых крестьянских поэтов» (Клюева, Клычкова, Есенина, Ширяевец), по его инициативе были созданы специальные литературные группы «Краса» и «Страда», объединяющие крестьянских поэтов. Как вспоминают современники, именно Городецкий, которому Есенин принес свои стихи,
завязав их в деревенский платок, напишет одному из редакторов историческую фразу: «Приласкайте талант. В кармане у него рубль, а в душе богатство…».

Годы Первой мировой войны и революции
В период Первой мировой войны поэта не миновала волна казенного патриотизма, всю фальшь которого он постиг позднее. «Я был захвачен ура-патриотическим угаром», – вспоминал Городецкий.
Октябрьский переворот застал Городецкого во время его пребывания на Кавказе, где он занимался разнообразной культурной работой сначала в Тифлисе, потом – в Баку, публиковал статьи о русских писателях и художниках, много работал как критик. В 1918 г. вышел его новый сборник стихов «Ангел Армении», в котором прослеживается глубокий духовный кризис поэта.

Послереволюционное творчество
Вернувшись в 1921 г. в Москву, поэт активно включился в литературную жизнь. Его послереволюционное творчество разнообразно по характеру: едкие сатирические памфлеты, стихи, песни, частушки. В 1920-е гг. выходят сборники стихов Городецкого «Серп», «Миролом», «Стык», «Из тьмы к свету», «Грань» и др., а также роман о Первой мировой войне «Алый смерч». В Москве Сергей Городецкий не оставлял попыток возрождения «нового» акмеизма. В 1925 г. вышел подготовленный им сборник «Стык» – орган московского «Цеха поэтов». Поиски поэтического языка, эквивалентного переживаниям революции, объединили в сборнике таких разных поэтов, как Антокольский и Зенкевич, Инбер и Сельвинский, Шенгели и Ширяевец.
Творческая активность 1920-х гг. сменилась у Городецкого в 1930-е гг. паузой, во время которой все реже писались оригинальные стихи. Он работал либреттистом Большого театра, где в числе прочего написал новое либретто к опере М. Глинки «Жизнь за царя», переделав ее в «Ивана Сусанина». В этот период значительное место в литературной деятельности Сергея Городецкого занимает его работа в качестве переводчика. Многие произведения болгарских, польских, украинских, белорусских, армянских и других поэтов по-новому прозвучали на русском языке в переводах Городецкого. Блестящий знаток русского слова, поэт большой художественной культуры, Городецкий вкладывал в переводческую работу весь свой опыт и талант. Следует отметить еще одну, менее известную, грань творчества Городецкого – в течение многих лет он писал стихотворения для детей, собирался открыть детскую газету и выпустил для детей сборники своих стихов: «Ау», «Федька-чурбан», «Хозяйка-лентяйка», «Лети, лето» и другие.
С новой силой поэтическое слово Городецкого зазвучало в годы Великой Отечественной войны. Патриотическим пафосом проникнуты его стихотворения военных лет («Древняя Русь», «1812 год», «Родной город», «Партизанам», «Иван Иванов» и др.). С чтением своих стихов поэт не раз выступал в первые месяцы войны на призывных пунктах, собраниях и митингах. Тему войну он раскрывает в лирической поэме «Три сына», написанной в военные годы, но впервые опубликованной только в 1956 г. В этот же год после долгого перерыва имя Городецкого вновь появилось в центральной печати, вышла книга его избранных произведений.
В последние годы жизни Городецкий занимался преподавательской деятельностью в Литературном институте им. Горького. Писал он в этот период мало, в основном это были прозаические и поэтические воспоминания о былом, философское осмысление прожитой им жизни. В 1958 г. вышло его автобиографическое произведение «Мой путь». Однако, как отмечают критики, все эстетически значимое было создано Городецким до революции. По мнению критика Владимира Енишерлова, «профессиональный литератор, образованный человек, Городецкий, конечно, жил в советской культуре, но как большой поэт, покоривший некогда символистский Олимп, он, увы, перестал существовать».

В 1960-е гг. Городецкий вновь обратился к лирике. Жизнеутверждающе звучат стихи последних лет поэта:
Я жизнь любил так солнечно, так страстно,
Как может юный девушку любить.
Без страха шел я по тропе опасной,
И ничего не должен я забыть.
Среди восторгов, бедствий и тревог
Я, как солдат на фронте, сердце сжег…

Одно из последних его стихотворений «Арфа» (1967) посвящено подруге дочери – арфистке Вере Дуловой. О ее чудесно звучащем инструменте он писал:
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
И кажется, что эти звуки
На волю выведут меня
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодно дня…

В связи с этим стихотворением литературовед И. В. Семибратова писала: «Так, словно под звуки арфы, покидал мир еще один вдохновенный мастер серебряного века, названный Блоком "высоким поэтом"».

Умер Сергей Митрофанович Городецкий в июне 1967 года на 84-м году жизни. Похоронен в г. Обнинске Калужской области.

Личная жизнь
Литературный календарь ЧОУНБ, Сергей ГородецкийВ 1908 г. Сергей Городецкий, уже известный к тому времени поэт, женился на студентке Бестужевских курсов, начинающей актрисе Анне Козельской, которая, по словам Александра Блока, отличалась необыкновенной красотой. Она писала стихи, играла в любительских спектаклях. Была хорошо знакома с известными писателями, актерами и художниками того времени. Под влиянием мужа увлеклась язычеством, древнеславянским пантеизмом. Художник И. Е. Репин, увидев ее, назвал нимфой. Это имя закрепилось за Анной Алексеевной на всю жизнь, – так ее называли вслед за мужем друзья и знакомые. Она была верной подругой и соратником поэта до самой своей кончины в 1945 г.

В 1909 г. у четы Городецких родилась дочь, названная в древнерусском «мифотворческом» стиле Рогнедой. Судьба дочери поэта была необычна. В семнадцать лет она вышла замуж за одного из талантливейших шахматистов мира Рихарда Рети. Они много путешествовали по Европе вплоть до неожиданной скоропостижной смерти Рихарда от скарлатины. Впоследствии Рогнеда Сергеевна вышла замуж за успешного в то время композитора Юрия Бирюкова. Но брак сложился неудачно и был расторгнут.

Из воспоминаний
«Из рассказов Рогнеды Сергеевны и воспоминаний обнинских знакомых мы узнали много интересного о Сергее Митрофановиче Городецком. Это был очень приветливый, добрый и, вместе с тем, скромный человек. Любящий отец, хороший семьянин. Всем, кого он знал и с кем встречался, он всегда старался сделать что-то приятное, помочь, если возникали жизненные затруднения. Щедро делился саженцами, семенами, особенно любил раздаривать цветы. Была у Сергея Митрофановича многолетняя традиция: когда в саду поспевали яблоки, он набирал две огромные корзины, самых лучших, румяных, красивых и отсылал в школу и в пионерский лагерь Обнинска. Сам он любил посещать выставки садов и цветов в Москве. Очень любил все живое и природу...
К сожалению, последние годы жизни Сергея Митрофановича не были усыпаны розами. Печатали его мало, вернее совсем забыли и не издавали. Такое часто происходит с русскими поэтами. И его материальное положение оставляло желать лучшего…». Е. П. Самсонова, соседка по даче и друг семьи Городецких-Бирюковых

Постскриптум!
«Творчество Сергея Городецкого велико по объему и чрезвычайно разнообразно. Не все, написанное им за шесть десятилетий, выдержало испытание временем. В обширном перечне его произведений можно найти и слабые, и не соответствующие возможностям дарования поэта. Но немало есть у него вещей ярких, сильных, одухотворенных реалистическими традициями русской поэзии, традициями Некрасова и Блока. Вдохновение Городецкого не раз припадало к родникам народной поэзии, воздействие которой также благотворно сказалось во многих его произведениях. Лучшему из того, что написано Сергеем Городецким, принадлежит достойное место в летописи русской поэзии XX века. И, пристально вглядываясь сейчас в строки, столь разные по своему содержанию и форме, мы ощущаем в них не только личность поэта, но и приметы времени, атмосферу больших исторических событий, современником которых был Сергей Городецкий». С. И. Машинский

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.


Источники:

83.3Р6
Р 893
Д-273258 – БО
Поликарпик, Л. К. Городецкий Сергей Митрофанович // Русские писатели 20 века : биогр. слов. / сост. П. А.Николаев. – Москва, 2000. – С. 202–203.

83.3Р1
Р 893
Д-263529 – БО
Тименчик, Р. Д. Городецкий Сергей Митрофанович / Р. Д. Тименчик // Русские писатели. 1800-1917 : биогр. словарь / гл. ред. П. А. Николаев. – Москва, 1989. – Т. 1. – С. 639–641. – (Русские писатели, 11–20 вв.).

Сергей Митрофанович Городецкий [Электронный ресурс] // LiveInternet.ru : портал. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post350404847/, свободный. – Загл. с экрана.

Сергей Городецкий [Электронный ресурс] // «Поэты Серебряного Века» : интернет-портал. – Режим доступа: http://www.poetrysilver.ru/bio/152, свободный. – Загл. с экрана.

Енишерлов, В. Из бездны прежних дней… К. Чуковский и С. Городецкий / В. Енишерлов [Электронный ресурс] // Наше Наследие. – 2007. – № 83–84. – Режим доступа: http://nasledie-rus.ru/podshivka/8313.php, свободный. – Загл. с экрана.

Семибратова, И. Сергей Городецкий: (Судьбы поэтов серебряного века) [Электронный ресурс] / Ирина Семибратова. – Режим доступа: http://www.my-article.net/, свободный.

Материал подготовлен Верой Ильиной, библиографом ИБО 

Наверх