Александр Блок «Стихи о Прекрасной даме»

Литературный календарь – 2019: читаем книги

                        Книга-юбиляр – 115 лет

…Вся история моего внутреннего развития напророчена в «Стихах о Прекрасной Даме».
Александр Блок
Свои мечты поэт определяет, как «сны раздумий небывалых», как «священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни». 
Валерий Брюсов

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок «Стихи о Прекрасной даме»

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904) – главный цикл любовной лирики Александра Александровича Блока, представляющий собой поэтический дневник становления возвышенного чувства русского поэта. Это цикл «чистой» по жанру, отрешенной от всяких злободневных вопросов поэзии, одно из произведений русского символизма, посвященное Любови Дмитриевне Менделеевой, жене, актрисе, дочери великого ученого-химика. Зная свою будущую супругу Любовь Менделееву с детства (Менделеевы жили по соседству с Бекетовыми), он увлекся ею по-настоящему в 19-летнем возрасте, пригласив летом на даче на роль Офелии в любительском спектакле, где сам играл Гамлета. Летом 1901 г. Блок понял, что «страшно влюблен» в нее. Четыре года трепетной любви – вся она, как на ладони, представлена в письмах и в стихах, в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Блок сделал Любови предложение, 17 августа 1903 г. они обвенчались. Для творчества Александра Блока это событие превратилось в акт вселенской значимости. Этот роман оказался «поэтичным». «Он писал тогда стихи – много стихов, писал как завороженный. Он не замечал ни студенческих демонстраций, хотя сам тогда учился в Петербургском университете, ни других событий времени. Ему было не до этого – он «входил в темные храмы и совершал бедный обряд», – так видела молодого Блока Л. Менделеева.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок «Стихи о Прекрасной даме»Образ Прекрасной Дамы Блок почерпнул в рыцарской поэзии Средневековья: рыцарского поклонения Даме, традициях мистической лирики Ренессанса, в особенности Данте и Петрарки, он соединился у Блока с земным чувством любви-страсти. В русской поэзии Блок видел своих предшественников в Жуковском и особенно в Фете. Поэт не сразу нашел название цикла. Тема была ясна с самого начала – Вечная Женственность. В ней виделась разгадка бытия и всех его законов. Она шла от Гете и Владимира Сергеевича Соловьева. Под влиянием мыслителя о мистической Вечной Женственности жили в начале ХХ столетия многие молодые люди России. Они бредили образом Прекрасной Дамы. Поэта тоже захватила мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он верил в возможность соприкосновения идеального и реального миров. Ожидание грандиозного преображения все теснее связывалось в его сознании с нисхождением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы. Наступление нового века воспринималось поэтом как начало всеобщего обновления и перерождения человека. В 1901–1902 гг. его посещали видения. Ему является она, в ее чертах он узнает Мировую Душу, образ которой причудливо переплетается с чертами реальной женщины, его невесты. Почитание неземной прекрасной Дамы и влюбленность в конкретную женщину слились в единое чувство и породили творческое напряжение невиданной силы. Александр Александрович осознал, что такой Девой является Любовь Менделеева. Первоначально автору тоже хотелось назвать собрание самых сокровенных стихотворений – «О вечноженственном», но он по-новому взглянул на свою строфу:

Вхожу я в темные храмы.
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» произошло открытие новой для всей литературы 1900-х гг. темы мистического женского начала мира. Так родилось название сборника, который стал важнейшим событием в истории русской поэзии начала ХХ в. Название будущего цикла впервые появилось в печати в 1903 г. в связи с публикацией в альманахе «Северные цветы» десяти лирических стихотворений Блока и было предложено составителем и редактором альманаха В. Я. Брюсовым. В дальнейшем это название традиционно использовалось Блоком. В конце октября 1904 г. (на титульном листе 1905) в московском издательстве «Гриф» вышла первая отдельная книга поэта с тем же названием «Стихи о Прекрасной Даме». Выход первой книги сделал имя автора широко известным и ввел его в круг символистов, а первый сборник Александра Блока свидетельствовал о зрелости таланта и творческой оригинальности поэта.

Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых знаменовал определенный этап пройденного им жизненного и творческого пути. В этой картине целого в первом томе центральное место отведено самому обширному по объему циклу – «Стихам о Прекрасной Даме». В последнем прижизненном издании блоковской лирики цикл включал 164 стихотворения, написанных в период с весны 1901 г. по осень 1902 г. «Стихи о Прекрасной Даме» – единый текст, в основе которого лежит простой мотив: лирический герой – «рыцарь» (юноша, поэт, инок) стремится к ней. В цикле разработана система символов. В предметах и явлениях Блок провидел намеки на иной мир, базу для символов Блок искал и находил в окружающей жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Блок «Стихи о Прекрасной даме»Блок воспринял свое отношение к девушке как возвышенный «мистический роман», однако брак не осчастливил Любовь Дмитриевну. Блок любил ее, но не как земную женщину из плоти и крови, а как Музу, источник поэтического вдохновения. На протяжении четырех лет после свадьбы супруга оставалась для него Прекрасной Дамой – земным воплощением божественного начала. Менделеева точку зрения мужа не разделяла. Она хотела быть любимой, как обычная женщина, и считала поведение Александра Александровича издевательским. Отношения Блока с женой, которые поначалу складывались романтично, обернулись личной трагедией. Любовь Менделеева стала Вселенским символом не только для мужа, но и для его друзей, что привело к острым конфликтам. Вскоре дало знать извечное противоречие между мечтой и действительностью – самим Блоком и его Прекрасной Дамой: та оказалась далекой от созданного поэтического идеала, к тому же еще и неверной супругой. Все так и было: сначала портрет, как икона, затем – снятое обручальное кольцо. А что же Прекрасная Дама? Вполне закономерна и хрестоматийная концовка стихотворения:

Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

С кем бы в дальнейшем ни сводила Блока судьба, и какие бы лирические шедевры ни рождались – былой образ Прекрасной Дамы, возвышенный, вдохновенный, и в какой-то мере недостижимый идеал любви, по-прежнему лучезарно светился между строк любовной лирики. В этом смысле судьба знаменитого сборника, посвященного невесте-жене, оказалась более чем символичной. По существу, Прекрасная Дама – это вся поэзия Блока, вся мировая поэзия вообще! Именно эти стихи оставались для Блока самыми любимыми до конца жизни. Мотивы и образы цикла получили широкое развитие в лирике и драматургии Блока.

Литературоведы часто называют первый том лирики Блока «стихотворным молитвенником»: герой застывает в коленопреклоненной позе, он «молча ждет», «тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками религиозного служения – упоминанием лампад, свечей, церковной ограды, господством белого, алого и золотого цветов в живописной палитре. Земные «переживания» Блока и эпизоды личной биографии используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Исследовательница Л. А. Колобаева отмечает: «Способ восприятия мира» и соответствующий ему способ символизации в поэзии Блока этого времени – это способ всеобщих, универсальных аналогий и мировых «соответствий».

…Весь горизонт в огне, и близко появленье.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

С годами Прекрасную Даму сменяет Незнакомка, Снежная Маска, «цыганка-раскольница» Фаина.

Цитаты:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

25 октября 1902

***
Покраснели и гаснут ступени.
Ты сказала сама: Приду.
У входа в сумрак молений
Я открыл мое сердце. – Жду.

Что скажу я тебе – не знаю.
Может быть, от счастья умру.
Но, огнем вечерним сгорая,
Привлеку и тебя к костру.

Расцветает красное пламя.
Неожиданно сны сбылись.
Ты идешь. Над храмом, над нами –
Беззакатная глубь и высь.

25 декабря 1902

Отзывы читателей

Много стихов о прекрасной даме наводили на мысль, что ее не существует, а это просто такое вот воспевание женского образа в лике луны. Холодной, далекой, манящей, но неживой. Но иногда товарищ Блок вытаскивал на свет всю свою чувственную страсть и она превращалась в живую женщину из плоти и крови… с которой хочется жить.

inanity

…Он необыкновенный. Он – полностью мой. Я чувствую его стихи, я понимаю его, погружаясь в его мир, взлетая вместе с ним. И так не хочется потом приземляться... Но приходится. И тогда, когда опускаешься на землю, где-то в душе отзвук полета его стихов…

amanda_winamp

Источники:
83.3(0)
А 161
К-569303-БО
Блок. «Стихи о Прекрасной Даме» // Сто великих книг / Ю. А. Абрамов, В. Н. Демин. – Москва : Вече, 2007. – С. 439–443 : ил. – (100 великих). – Библиогр.: с. 474.

83.3Р6
Р 893
К-536098-БО
Александр Александрович Блок // Русские поэты XX века : собр. биогр. / М. Б. Богуславский [и др.]. – Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2001. – С. 55–61.

83.3(0)
Е 702
К-579719-БО
Александр Александрович Блок // Сто великих поэтов / В. Н. Еремин. – Москва : Вече, 2010. – С. 398–402. : портр. – (Сто великих).

83.3(0)
Э 687
Д-271716-БО
«Стихи о Прекрасной Даме» // Энциклопедия литературных произведений : для
использования в учеб. процессе в высш. и сред. учеб. заведениях гуманитар. профиля / под ред. С. В. Стахорского. – Москва : Вагриус, 1998. – С. 476–477. – (Литературные энциклопедии). – Библиогр.: с. 624–654.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Университетская библиотека

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх