Юрий Бондарев «Горячий снег»

 Литературный календарь – 2019: читаем книги

                     Книга-юбиляр – 50 лет

В этом романе перед нами уже и как бы другой писатель. Писатель, мысль которого рвется к широким обобщениям… обогащенная временем, раздумьями, вырвавшаяся на простор мысль уже меняет характер освещения эпизода.
Алексей Метченко, литературовед

А у меня в глазах навек
Горячий снег, кровавый снег…
Михаил Львов

Литературный календарь ЧОУНБ, Юрий Бондарев «Горячий снег»

Роман «Горячий снег», написанный лауреатом Ленинской и Государственной премий, Героем Социалистического Труда Юрием Васильевичем Бондаревым – одно из самых ярких и значительных произведений, занимающих особое место творчестве писателя. Долгие годы он вынашивал замысел новой книги, в которой хотел сказать о неповторимом трагическом и героическом времени больше, масштабнее и глубже, нежели в первых военных повестях. Работа над произведением заняла почти пять лет, и в 1969 г., в канун 25-летия победы в Великой Отечественной войне, роман был опубликован.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Университетская библиотека

Тема массового героизма советского народа в дни жестоких испытаний, которую разрабатывал Юрий Бондарев еще в военных повестях, наиболее полно воплотилась в «Горячем снеге», идейно-эстетические принципы изображения войны получили в романе дальнейшее развитие, обретая все более глубокое чувство историзма. «Горячий снег» – «роман дня», его действие охватывает одни сутки, одно событие: бои на подступах к Сталинграду, боевое действие одной артиллерийской батареи. Битва за Сталинград, представленная в романе одним эпизодом, боевым днем, показана с различных точек зрения. Бондарев вновь выступает перед читателем в качестве великолепного мастера батальных сцен, панорамы боя, чутко ощущающего полную колоссального внутреннего напряжения, взрывную, до предела насыщенную динамизмом атмосферу переднего края. В романе появляется нечто принципиально новое, определяющее новые возможные формы. С иным эпическим размахом повествования воссоздается широкая панорама событий, позволяющая читателю уже не просто представить в малом великое, а увидеть, как совершается великое, состоящее из малого. Это масштаб воссоздания всенародного подвига и народной войны.

Роман во многом автобиографичен – в декабре 1942 г. на Сталинградском фронте было первое боевое крещение Бондарева, первый бой. Такой «знак судьбы» не мог не отразиться на страницах книги. И читатель романа зримо представляет себе картину боя, которую не раз видел будущий писатель и которую он описал словами рядового Давлатяна, одного из героев романа, – бой артиллерийского расчета с немецким танком, когда умирающий наводчик орудия Касымов все пытается поймать в прицел фашистский танк, а командир орудия Кузнецов продолжает командовать расчетом…

В книге дано изображение только одного суточного боя, но так много совершается в этом бою, что кажется, будто происходит долгое кровопролитное сражение. Всем ходом повествования автор подводит читателя к ответу на вопрос, почему советские люди смогли выстоять в смертельной схватке с фашизмом. На первый план Ю. Бондарев выдвигает осознание героями того, что они защищают не только свой дом, но и свою Землю. И генерал Бессонов, и лейтенант Кузнецов, и член Военного Совета Веснин, и наводчик Нечаев, и санинструктор Зоя – разные люди, не похожие друг на друга. Но их объединяет одно: обостренное чувство долга, способность пожертвовать жизнью ради общего дела. Людей разных характеров и судеб сплотила воедино опасность, нависшая над Родиной. Изумительную стойкость проявляют в бою артиллеристы Кузнецов, Давлатян, Уханов, Касымов, Чубариков. Большое мужество присуще и старшим командирам, прежде всего командующему армией генералу Бессонову. Его характер раскрыт в воинской специфике: умении мыслить, разумно и последовательно осуществлять свои решения. Бессонову свойственна человечность, с особенной силой раскрывающаяся в заключительной главе книги. Санинструктор Зоя Елагина – единственный женский образ в романе. Бондарев тонко показывает, как самим своим присутствием эта девушка смягчает фронтовой быт, облагораживающе действуя на огрубевшие мужские души, вызывая нежные воспоминания о матерях, женах, сестрах, любимых, с которыми разлучила их война. Зоя выглядит будто и «не военная совсем, вся от этого празднично чистая, зимняя, будто из другого, спокойного, далекого мира». Война не пощадила и Зою.

Литературный календарь ЧОУНБ, Юрий Бондарев «Горячий снег»Главными проблемами в романе являются отношение человека к своему гражданскому и воинскому долгу, проявление нравственных качеств людей на фронте. Внутреннее действие «Горячего снега» развертывается не в ставке, штабе армии, батарее Дроздовского, а лишь в одном главном, «нравственном измерении…». Показываются отношения людей к событиям, друг к другу. На второй план ушло все личное, уступив место только одному желанию и единому стремлению – разгромить врага, добиться победы. Жизненно правдиво изображает автор своих героев и происходящие события. Показана психология человека в экстремальной ситуации, раскрывается природа героизма и самопожертвования. Сердца читателей затрагивает то, что происходит в душах Бессонова, Кузнецова, Дроздовского, Давлатяна. Вот это наполняет правдой о войне, заставляет радоваться и горевать, мучиться и страдать, жить единой жизнью с героями «Горячего снега». Бондарев так оценивал произведение: «… в нем мне хотелось одни и те же события, или один и тот же эпизод увидеть глазами и командующего армией, и командира батареи, и глазами солдата, для того, чтобы эти одинаковые эпизоды, высвеченные неодинаковыми людьми… несли необходимую психологическую нагрузку… Я хотел это сделать ради полноты обрисовки лиц и событий». Роман показал общую тенденцию литературы 70-х гг. – правда о войне становилась все более горькой. Осознание ценности индивидуального человеческого бытия делает нестерпимыми воспоминания о войне. Писатель, опираясь на конкретно-исторические события, приближается к исследованию бытийной проблематики, показывая, как он сказал в одном из интервью, «ценность жизни, ценность человека там, где бытие становится лицом к лицу с небытием». Панорамность и эпичность романа, параллельные сюжетные линии, взгляд на одни и те же события из солдатского окопа, с наблюдательного пункта лейтенанта, на генеральской ставке – все это необходимо писателю для осмысления военной, конкретно-исторической проблематики.

«Горячий снег» – роман, прежде всего, психологический. Писатель изображает сложный духовный мир незаурядных людей с глубокими страстями и острым чувством ответственности перед обществом. В романе лирическая «исповедальность», документализм, психологическая детализация слились в едином повествовательном потоке. Во время марша по заснеженной степи, способной вызвать поток мыслей о потерянности, брошенности и одиночестве, к герою романа Кузнецову приходят мысли прямо противоположного свойства. «Лейтенант Кузнецов, – свидетельствует автор, – вдруг почувствовал эту всеобщую объединенность десятков, сотен тысяч людей в ожидании еще не изведанного скорого боя и не без волнения подумал, что теперь, именно с этих минут перед движением к передовой, он сам связан со всеми ими надолго и прочно». Эту связь с всеобщей объединенностью чувствуют в романе и командующий армией генерал Бессонов, и командир орудия Уханов, и член Военного Совета Веснин. В исполненном спокойного делового достоинства, грубоватом чувстве причастности к большому делу, личной ответственности рядового труженика войны, видно отражение философского, гуманистического понимания войны Бессоновым: «…я за насилие над злом, и в этом вижу смысл добра». Перед лицом врага герои Ю. Бондарева спаяны нерушимым братством. Они непоколебимые воины, осознанно и беспрекословно подчиняются самой высокой для них власти – власти воинского и гражданского долга. Мысль об ответственности воинов каждого участка народной войны перед Родиной, народом, перед павшими в сражениях, перед вдовами и сиротами, перед теми, кто ковал оружие и растил хлеб во имя Победы, органично живет в романе.

Юрий Бондарев писал: «Все поколение, к которому я отношусь, прошло через войну, и от него остались единицы. Мои сверстники погибли в Сталинграде, под Курском и на Зееловских высотах. Мой брат убит в последних боях под Берлином. Может быть, поэтому я начал писать, вернувшись с фронта, чувствуя себя в долгу перед теми, кто навсегда остался в засыпанных окопах, на полях сражений».

Цитаты

Он плакал так одиноко и отчаянно впервые в жизни. И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слез.

… за все на войне надо платить кровью – за неуспех и за успех, ибо другой платы нет, ничем ее заменить нельзя.

Всякое предательство – это духовная смерть.

Слабенькие люди утверждаются насилием, когда чувствуют себя богами, когда разрушают… Это парадокс, это чудовищно, но это так.

Война есть война – сегодня они нас, завтра мы их! Ты когда-нибудь на кулачках дрался, приходилось? Если тебе первому в морду давали, звон в чердаке был, искры из глаз летели? Наверняка небо с овчинку казалось. Главное – суметь подняться, кровь с морды вытереть и самому ударить.

Тем более не хочу умирать бессмысленно и глупо.
– А разве смерть бывает умной, лейтенант?

Отзывы читателей

Никогда не могу сдержать слез, когда читаю такие книги. Невероятно пронзительное произведение. История страшного боя под Сталинградом… Эта книга проникает в сердце и забирает частичку души. Местами было сложно читать, ком просто стоял в горле. Автор подробно, очень реалистично передал ту тревожную атмосферу военного времени, граничащую со смертельной усталостью и тоской...

DjamkaMagomedova

Роман о невероятном Подвиге, о невообразимой чудовищной цене, отданной советским народом за Победу. Пронзительная Книга-Память, которую должен прочитать каждый. Суровые реалии кошмара, именуемого войной, прописаны настолько детально во всем своем нелицеприятии, что, читая, наяву чувствуешь леденящий душу мороз и пытаешься проглотить встающий в горле колючий комок… эта книга разрывает душу, проникает в кровь и остается там навсегда... Да и как иначе, ведь автор сам участник той священной Войны, он всего лишь донес читателю пережитое…

sher2408

Одна из любимейших книг. Война... Страшное слово. И здесь внезапно появившаяся любовь Кузнецова и Зои... Посреди этого ужаса. Она длилась ровно столько, сколько горит спичка. Они не успели сказать друг другу самых важных слов, не выразили своих чувств. Но все понимали... Хочется верить, что Кузнецов прошел всю войну и, может даже, взял Берлин. «Кузнечик» сидит на руинах немецких зданий, смотрит на небо... А небо глядит на него глазами Зои, навсегда оставшейся в холодной сталинградской земле.

Bookvoedka


Источники:

68.4я1
Д 548
М-529344-БО
Ю. В. Бондарев «Горячий снег» : (материалы к читат. конф.) // Дни воинской славы России : аннот. библиогр. указ. / Рос. гос. б-ка ; [сост. И. С. Баушев и др.; отв. ред. Г. С. Шевченко]. – Москва : Пашков дом, 2005. – С. 139–150. – (К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне).


83.3Р6
Р 893
Д-273258-БО
Бондарев Юрий Васильевич // Русские писатели 20 века : биогр. слов. / сост. П. А. Николаев. – Москва : Большая Рос. энцикл. : Рандеву-АМ, 2000. – С. 108–109. – (Серия биографических словарей). – Библиогр. в конце ст.


92
Б 799
Ф-21041-БО
Бондарев Юрий Васильевич / Н. В. Воробьева // Большая Российская энциклопедия : [в 30 т. / Федер. целевая прогр. «Культура России» (подпрогр. «Поддержка полиграфии и книгоизд. России») ; науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) и др.]. – Москва : Большая Рос. энцикл., 2006. – Т. 4. – С. 21.

М-396175-КХ
М-399275-КХ
Цена Победы // Летопись мужества : (ист.-рев. и воен.-патриот. тема в сов. лит.) : сб. ст. / В. А. Косолапов. – Москва : Худож. лит., 1985. – С. 133–146.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Университетская библиотека

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone. 

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх