Леонид Леонов

Это был писатель редкого, небывалого еще в России типа – писатель без идеологии, с одной огромной и трагической дырой в душе, с твердым осознанием недостаточности человека как такового, непреодолимости его родового проклятия. Но как знать – не с этого ли осознания начнется новая литература, о которой все мы так мечтаем сегодня?
Дмитрий Быков

Портрет Леонида Леонова художника Виктора ЦыплаковаЛеонов Леонид Максимович (1899–1994) – русский советский писатель и драматург. Он был выдающимся человеком своего времени, сыгравшим заметную роль в литературном процессе на протяжении более чем 60 лет. Леонов определил развитие советской литературы, на долгие годы став ее патриархом. В советское время его считали мастером социалистического реализма; в новейшее время исследователи его творчества обращают внимание на острый интерес писателя к проблематике христианской нравственности, на продолжение традиций Ф. М. Достоевского. Современные критики отмечают, что «формально Леонов – советский писатель, так он до сих пор обозначен в литературных энциклопедиях, неформально – ни на кого не похожий ни по форме, ни по содержанию, ни по степени интуитивного прозрения».

Из биографии

Родился Леонид Леонов 19 (31) мая 1899 г. в Москве в семье поэта-самоучки Максима Леонова (Горемыки), выходца из крестьян Калужской губернии, который был членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединяющего в начале 1900-х гг. писателей из народа. Отец будущего писателя создал в Москве книжное издательство, имел книжный магазин. При царе его неоднократно привлекали к судебной ответственности за публикацию «левой» литературы. В 1908 г. он был сослан в Архангельск, где и обосновался, оставив свою московскую семью. Леонид воспитывался без отца. Главным его наставником был дед по отцовской линии Леон Леонович. Он-то и привил мальчику любовь к духовной и древнерусской литературе.

Леонид Леонов учился в городском училище, затем в 3-й Московской гимназии. Будучи гимназистом, он выезжал на каникулах к отцу в Архангельск, где тот был редактором газеты «Северное утро», в которой в 1915 г. были опубликованы первые стихи Леонида. Отец также помогал ему печатать различные очерки, художественные и театральные рецензии. Свои первые стихи сам писатель называл «изначальной пробой голоса, настройкой лиры», во многом они были подражательными.

Окончив в 1918 г. гимназию с серебряной медалью, Леонид вынужден был бежать к отцу в Архангельск, так как начались аресты и расстрелы его гимназистских приятелей. В Архангельске молодой писатель работал в изданиях «Северный день» и «Северное утро». Здесь же он познакомился с «поэтами севера»: писателем и фольклористом Борисом Шергиным, художником и писателем-сказочником Степаном Писаховым. Они помогли открыть молодому человеку мир русского предания, иконную былинную Русь, девственную природу.

В 1919 г. белые, в чьих руках был в это время город, призвали его на службу в Северную белую армию и мобилизовали в артиллерийскую школу прапорщиков. Власть в городе переходила из рук в руки. В городе беспощадно расстреливали всех «несочувствующих», и Леонид, спасаясь, в 1920 г. добровольно вступил в ряды Красной Армии. Он участвовал в боях на Южном фронте, был корреспондентом на передовой, работал в военных изданиях, в т. ч.  секретарем в редакции газеты Московского военного округа «Красный воин». В армии публиковал свои статьи под псевдонимом Лапоть и Максим Лаптев.

В начале 1921 г. Леонов, демобилизовавшись, вернулся в Москву учиться. Но в Московский университет ему поступить не удалось – на собеседовании его погубила, в те времена не приветствуемая, любовь к Достоевскому. После возвращения в Москву Леонов профессионально занялся писательской деятельностью. Его первые произведения высоко оценил Максим Горький, рекомендовавший молодого автора словами: «Очень талантлив, талантлив на всю жизнь и для больших дел».

В годы Великой Отечественной войны Леонид Леонов эвакуировался с другими писателями в Чистополь. Неоднократно в качестве корреспондента выезжал на фронт. Работал в газетах «Известия» и «Правда». Его произведения этих лет отразили подвиг народа в борьбе с фашизмом, горе утрат и поражений, мужество и героизм. Пьеса Леонова «Нашествие» была удостоена Сталинской премии, которую писатель передал в Фонд обороны. За что получил письменную благодарность от Сталина.

В послевоенные годы Леонид Максимович продолжал писать, поднимать проблемы современности. Не боялся говорить о репрессированных, о кулаках, врагах народа, в каждом человеке он пытался найти личность, старался достучаться до истины. Не всегда его произведения издавались, некоторые были даже запрещены в Союзе. Но как-то волею судеб писатель не был наказан за свое смелое творчество, и даже надо отметить, он многократно награждался различными правительственными наградами, был популярным и знаменитым человеком в кругу интеллигенции. Несмотря на лавину почестей, Леонов после войны публиковался гораздо реже, чем в довоенный период.

Леонид Максимович прожил долгую и плодотворную жизнь. Последние 20 лет он жил в Москве на Большой Никитской улице. Его младшие сотоварищи по литературе, навещавшие писателя в эти годы, помнят «его крепкое рукопожатие, быстрые движения, нестариковскую какую-то ловкость и, конечно же, стремительный и саркастичный ум». Писатель стал быстро сдавать только в последние два-три года жизни. Он умер во сне вЛеонид Леонов: «Игра его была огромна» / Захар Прилепин. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 569[7]; ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып.: 1227). возрасте 95 лет 8 августа 1994 г. вскоре после публикации главного труда своей жизни, огромного по объему романа «Пирамида», над которым работал более 40 лет. После отпевания в московской церкви Большое Вознесение, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Более обстоятельно познакомиться с биографией Леонида Максимовича Леонова заинтересованным читателям поможет книга Захара Прилепина «Леонид Леонов. Игра его была огромна», вышедшая в 2009 г. в серии «Жизнь замечательных людей».

Семейная жизнь писателя

25 июля 1923 г. Леонов женился на Татьяне, дочери издателя Михаила Сабашникова. Венчание и свадьба состоялись в церкви села Абрамцево. В 1928 г. у супругов родилась дочь Елена, а спустя несколько лет вторая дочь Наталия. Татьяна Михайловна и Леонид Максимович Леоновы с дочерьми Натальей и Еленой. 1950 г.Жена писателя, Татьяна Михайловна, с первого и до последнего дня совместной жизни, а прожили они вместе 56 лет, оставалась верной помощницей, подругой и «ангелом-хранителем» писателя. Есть все основания говорить, что она была главным человеком в жизни Леонова. В 1979 г., уже после кончины Татьяны Михайловны, Леонид Максимович признался: «Мне очень повезло, что она была у меня. Такая же была для Достоевского Анна Григорьевна и Софья Андреевна для Толстого. Ей я поверял свои произведения на каждой стадии, фактически я писал, может быть, только для неё…». Ей Леонов посвятил повесть «Evgenia Ivanovna» – одну из самых любимых своих вещей.

Из воспоминаний дочери писателя Натальи Леоновой

Считается, что все факты биографии Леонида Максимовича ясны. За пьесу «Нашествие» о Великой Отечественной войне ему была присуждена Сталинская премия. За роман «Русский лес» – Ленинская премия. У него 10 томов сочинений, книги переведены на многие иностранные языки. О его творчестве написано свыше шестидесяти кандидатских и докторских диссертаций. За рубежом его также признают выдающимся литератором. Но... это, так сказать, парадный подъезд.

И мало кому известно, какое количество его произведений оказывалось под запретом. Пьесы, уже поставленные, хорошо встреченные публикой, вскоре объявлялись «вредными» и снимались с репертуара. За пьесу «Метель», например, – она вышла перед войной – отца объявили «врагом, клеветником на советскую действительность». Моя мать не находила места от тревоги. Она была уверена, что со дня на день за ним приедут и увезут…

Одним словом, отец прошел весь трудный путь вместе со своей страной и разделил все тяготы, которые могли выпасть на плечи человека того времени, если тот не желал приспосабливаться. В его записках я находила такие фразы: «Не умею делать благополучное, приятное для всех...», «Я, конечно, за границу... не побегу, но все же…, о, возлюбленное мое отечество!».

Литературное творчество

Пробовать себя в литературе Леонид Леонов начал рано: уже с 1915 г., как упоминалось выше, он публиковал первые стихи, рецензии и очерки в архангельских газетах «Северное утро» и «Северный день». В начале 1920-х гг. в Москве вышли рассказы Леонова, положившие начало его литературной биографии. Сам писатель считал началом своей литературной деятельности 1922 г. В этом году в альманахе «Шиповник» появился его первый рассказ «Бурыга», который сразу привлек внимание читателей и критиков. Большой ценитель и знаток литературы, известный издатель М. В. Сабашников так характеризовал прозу молодого Леонова: «Богатство вымысла, сочный, свежий русский язык, изобилие новых, незатрепанных эпитетов, своеобразные обороты речи, меткие наблюдения душевных движений, чудные описания северной нашей природы, изумительная стилизация в восточном вкусе».

Широкую известность принес писателю его первый роман «Барсуки» (1924), посвященный крестьянскому мятежу в деревне против советской власти. Следующим заметным явлением стал роман «Вор» (1927). В нем разворачивался спор о судьбе и предназначении человека в революционную эпоху. В этих произведениях Леонов показывает трагедию русской жизни в результате революции. А роман «Соть» (1930) явился одним из первых в советской литературе произведений об индустриализации. В нем, по словам самого писателя, отражена «история столкновения наступающей новизны с российской архаикой». Однако Леонова интересовало не просто рождение новой стройки, преодоление природной стихии, он размышлял о месте России в цивилизационном процессе, о соотношении идеи «сотворения нового мира» с генетическим материалом – простым, «стихийным человеком», обремененным грузом прошлого.

Конец 1930-х – начало 1940-х гг. отмечен взлетом драматургического творчества Леонова. Его пьесы «Волк», «Половчанские сады» (1938), «Обыкновенный человек» (1941) пользовались большим спросом. Особое место в творчестве Леонова занимает пьеса «Метель». В этом произведении автор воссоздал атмосферу страха, недоверия, которые обуяли страну в 1930-е гг. Вначале пьесу поставили в провинциальном театре. Но затем ее запретили и обвинили «как злостное клеветничество на советскую действительность». Реабилитировали произведение только в 1962 г. Популярностью пользовалась и пьеса Леонова «Нашествие», написанная в 1942 г. Как отмечают критики, «ни одному из драматургов военного времени не удалось с такой обжигающей силой показать трагическую картину общенародной беды, принесенной вражеским вторжением в мирную жизнь советских людей, как это сделал Леонид Леонов».

Послевоенное творчество Леонова весьма разнообразно. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. писатель возвратился к старым замыслам. Он создал новые варианты пьесы «Золотая карета», коренным образом переработал роман «Вор». Писатель осуществил новую редакцию пьес «Метель» и «Нашествие» и доработал написанную в 1938 г. повесть о русской эмиграции «Evgenia lvanovna». В 1961 г. вышла сатирическая киноповесть Леонова «Бегство мистера Мак-Кинли», отмеченная в 1977 г. Государственной премией СССР.

Леонов, Л.  Русский лес / Л. Леонов. – Москва : Молодая гвардия, 1954Самым значительным произведением этого периода и в целом творчества писателя является его роман «Русский лес» (1953). Он вызвал бурное обсуждение, как в литературной, так и в лесоводческой среде. Несмотря на это был признан одним из наиболее значимых произведений отечественной литературы и по сей день остается в ее «золотом фонде». В романе писатель отразил многолетнюю историю борьбы в русской науке за лес, неутомимым защитником которого он был, называя лес «зеленым другом». Однако смысл его не исчерпывается лесоведческими проблемами. Через тему леса Леонов выходил к размышлениям об исторической судьбе России, об изменении национального характера, о способах противостояния злу, об экологических проблемах, грозящих катастрофой всему человечеству. В нем особенно очевидно органическое соединение творчества Леонова с реализмом и гуманизмом русской классической литературы, с оригинальным использованием художественного опыта XX века. В 1957 г. за роман «Русский лес» Л. М. Леонову была присуждена Ленинская премия.

Свой главный роман-наваждение «Пирамида» писатель опубликовал незаконченным в 1994 г. незадолго до смерти. Он работал над произведением на протяжении более чем сорока лет. Этот роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX века. В нем с особой отчетливостью проявилось стремление Леонова совместить в своем творчестве научную картину мира с теологической, воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, «где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа». Роман овеян трагическими предчувствиями, ощущением тревоги и грусти.

Леонов, Л. Избранное / Л. Леонов. – Москва : Изд-во Информпечать, 1999. – 664 с. : ил.К 100-летию со дня рождения Леонида Леонова был выпущен юбилейный том «Избранного». В него вошли произведения писателя, созданные им в разные годы: рассказы 20-х гг., роман «Барсуки», повесть «Evgenia Ivanovna», отрывки из его лучших романов, принесших Леониду Леонову мировую известность, «Русский лес» и «Пирамида».

В заключение следует отметить, что еще при жизни Леонид Максимович Леонов был признан писателем-классиком. Академик Д. С. Лихачев называл его «умнейшим мужем России». Творчество Леонова богато и многообразно. И вместе с тем в основе разноплановых его произведений лежит определенная художественная система, круг больших социальных и философских проблем человеческого. По мнению критиков, в литературе XX в. Леонов занимает место художника-философа. «В его творчестве существует комплекс постоянных философских идей, сквозь которые рассматривается судьба родины и человека. Эти философские идеи создают особую ауру в его произведениях, образуя своеобразную философскую реальность, которая корректирует, а временами противостоит господствующим в обществе мировоззренческим установкам».

Список произведений Леонида Леонова

Романы 

«Барсуки» (1924)

«Вор» (1927)

«Соть» (1930)

«Скутаревский» (1932)

«Дорога на океан» (1935)

«Русский лес» (1953; нов. ред. 1959)

«Пирамида» (опубл. 1994)

Повести

«Петушихинский пролом» (1923) 

«Конец мелкого человека» (1924)

«Записи некоторых эпизодов, сделанные в городе Гуголеве Андреем Петровичем Ковякиным» (1924)

«Белая ночь» (1928)

«Провинциальная история» (1927)

«Саранча» (1930)

«Evgenia Ivanovna» (1938–1963)

«Взятие Великошумска» (1944)

Пьесы

«Унтиловск» (пост. 1928)

«Усмирение Бададошкина» (1929)

«Половчанские сады» (1938)

«Волк» (1938)

«Метель» (1940)

«Обыкновенный человек» (1942)

«Нашествие» (1942; 2-я редакция 1964)

«Ленушка» (1943)

«Золотая карета»» (1946; 2-я ред. 1955; новая редакция 1964)

Киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961)

Публицистика

«Литература и время» (1976)

«Раздумья у старого камня» (1987)

Премии и звания

– Сталинская премия первой степени (1943) за пьесу «Нашествие»

Ленинская премия (1957) за роман «Русский лес» (1953)

– Государственная премия СССР (1977) за киносценарий «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)

премия имени Л. Н. Толстого (1993)

заслуженный деятель искусств РСФСР (1949)

Государственные награды

– Герой Социалистического Труда (1967)

шесть орденов Ленина (1946; 1959; 1967; 1969; 1974;1979)

Орден Октябрьской Революции (1971)

Орден Отечественной войны 1-й степени (1945)

два ордена Трудового Красного Знамени (1939; 1984)

Орден Дружбы народов (1994) за большой личный вклад в развитие литературы и искусства и укрепление межнациональных культурных связей

  В 1949 и 1950 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Основные источники

83.3Р8я1
Р893
К-526257

Вахитова, Т. М. Леонов Леонид Максимович / Т. М. Вахитова // Русские писатели. XX век : биобиблиогр. слов. – Москва, 1998. – Ч. 1. – С. 737–744.

83.3Р6
Р893
К-273528

Финк, Л. А. Леонов Леонид Максимович / Л. А. Финк // Русские писатели. XX век : биогр. слов. – Москва, 2000. – С. 407–409.

Писатель Леонид Максимович Леонов: биография, особенности творчества и интересные факты // ФБ.ру : [сайт]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/281207/pisatel-leonid-maksimovich-leonov-biografiya-osobennosti-tvorchestva-i-interesnyie-faktyi, свободный. – Загл. с экрана.

Неизвестный Леонов [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. – 2019. – № 5. – Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/10056/, свободный. – Загл. с экрана.

Материал подготовлен Верой Ильиной, библиографом ИБО

Наверх