Виктор Астафьев «Звездопад»

Литературный календарь - 2020: читаем книги

                                    Книга-юбиляр – 60 лет

В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам.
Виктор Астафьев

Литературный календарь, Виктор Астафьев "Звездопад"

Повесть «Звездопад» советского прозаика, лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда Виктора Петровича Астафьева, принесшая ему широкую известность – о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях, о несовместимости войны с самой жизнью и с любовью. Опубликованная в журнале «Молодая гвардия» (№ 9) в 1960 г., она проникнута чувством товарищества, дружбы молодых людей, жизнь которых была опалена огнем Великой Отечественной войны. Произведение наполнено любовью человека к родной земле, за счастье, за мирную жизнь которой ему довелось сражаться с жестоким врагом. Проявилась принадлежность Виктора Астафьева к «лирической» прозе 60-х гг., со свойственной ей исповедальностью и автобиографичностью.

Появление «Звездопада» неслучайно совпало с изменениями в тематических пристрастиях «военной» литературы. «Если военная проза 1945–1954 гг. чаще тяготела к изображению действий человека в опасной ситуации, – отмечал критик А. Г. Бочаров, – то теперь она все увереннее склонялась и к исследованию его духовного состояния». Тему войны В. Астафьев в своих произведениях исследует в бытийно-онтологическом плане, размышляя о вечных ценностях жизни, о непреодолимом стремлении человека жить по-людски.

Герой повести – девятнадцатилетний солдат, связист Миша Ерофеев. После тяжелого ранения он оказался в госпитале, где встретил студентку Лиду, работавшую медсестрой, и полюбил ее... Сейчас Ерофеев, взрослый человек, вспоминает о себе в войну, о своей трудной солдатской судьбе, о своей любви, о том, какой она была чистой и достойной преклонения.

В повести, как и в ряде уже известных к тому времени произведений ощутимо воздействие толстовского стремления изобразить войну не «в блестящем строе», а «в крови, в страданиях, в смерти». Вероятно, поэтому повесть переполнена госпитальным бытом. Раны, контузии, операции, наркоз, сцены массовых психических расстройств, на фоне которых развиваются отношения Лиды и Мишки, составляют основу повествования. Однако внешне главный герой «Звездопада» оказался близок к персонажам не только «лирической», но и «молодежной прозы» рубежа 50–60-х гг. (А. Рыбаков, В. Аксенов, А. Гладилин и др.). Раненый Мишка Ерофеев о любви говорит так: «Любовь – старая штука, но каждое сердце обновляет ее по-своему». Любовь к медсестре Лиде зарождается вопреки ситуации: хрупкая медсестра пытается вырвать из цепких лап смерти искалеченного воина. «Не ко времени все это у вас», – скажет мать Лиды влюбленным. Война разлучит влюбленных, герой после выписки из госпиталя и скитаний по переселенным пунктам потеряет надежду найти свою любимую. Но автор говорит о великой силе любви, которая преображает мир, оказывается духовной памятью, побеждающей смерть и ненависть в мире. Мишка Ерофеев, решающий для себя сложные нравственные проблемы, несмотря на близость Лиды, одинок в своих душевных страданиях. Причина его переживаний и страданий – несвобода, обусловленная войной. Любовь его, едва родившись, оказывается обреченной тоже из-за войны. И сама война изображается в повести не в событийно-батальном плане, а как проявление несвободы: «Казарма не казарма, тюрьма не тюрьма. От того и другого помаленьку. Я думаю, что о запасных военных полках и о таких пересылках напишут еще люди». Госпиталь, пересылка, невозможность самому решать свою судьбу – это угнетает главного героя, но не только его. Лида тоже «несвободна» и источник этой «несвободы» уже не столько война, сколько персонифицированная в ее матери традиция ответственности и целомудрия.

Виктору Астафьеву этого и последующих периодов творчества оказывается близкой мысль Ф. Достоевского: «Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее». Обретение «свободы» для астафьевского героя возможно (как и для Лиды), но обстоятельства автором изображаются так, что это обретение окажется потерей человеческого лица. Поэтому Мишка убеждает Лиду не препятствовать его выписке из госпиталя, жертвуя такой свободой ради человечности, ради долга. И хотя персонаж далек от героики «Повести о настоящем человеке», но поступает он в данном случае именно как честный человек, вызывая явные симпатии автора. В этом плане писатель остается верен себе и в последующем творчестве.

«Звездопад» побуждал читателя размышлять об обреченности человека на войне, заставлявшей героя выбирать не между свободой и несвободой, а между долгом и свободой, причем исполнение долга почти наверняка сопряжено со смертью. Предметом трагических раздумий автора в «Звездопаде» оказывается судьба фронтового поколения. Своеобразие «Звездопада» в его особом космизме. Героев окружают различные люди, но чувствуют они себя одинокими не потому, что испытывают недостаток внимания к себе, а потому, что сильнее, ярче, острее воспринимают происходящее вокруг них и войну – прежде всего. Мишка и Лида представляются Астафьевым как существа уникальные и одинокие в целом мире в своем целомудренном чувстве и страданиях. Знаковый финал повести (юношеская любовь светит людям всю жизнь, подобно сиянию давно погасших звезд) соотносится не только с событийностью и композицией повести, но и с ее названием, усиливая, таким образом, ее элегическое, трагическое звучание. Неповторимую оригинальность придает повести ее яркая символика. Заглавный символический образ повести, образ «звездопада» имеет в своей основе как фольклорную, так и литературную «родословную». «Коли звезда падает, то это ангел за душой усопшего полетел; а если успеешь, не дав угаснуть этой искорке, пожелать чего-нибудь, то оно исполнится; ангелы на этом перелете никому ни в чем не отказывают». Историк и литературовед А. Н. Афанасьев приводит миф, прямо ассоциирующийся с символикой повести: «В народных преданиях душа точно также сравнивается с звездою, как с пламенем; а смерть уподобляется падающей звезде».

Астафьевский «звездопад» вобрал в себя если не все, то многие из этих значений символического образа и приобрел в контексте его повести еще и новые значения – он стал символом трагедии времени, военного поколения и образом, символизирующим светлую печаль героя по ушедшей в небытие, но такой искренней и красивой юношеской любви. Производные образа звезды («звездопад», «звездный свет») привносят символическое звучание в сюжет и образную структуру повести. Соотнесенный с народными поверьями, звездопад приобретает смысл расширительный – смерть, которую несет война. Звездопад в контексте иных образов повести – это и человеческая жизнь. Звездный свет – воспоминания о далекой юношеской любви. Звезды, оставаясь в повести образом из мира неземной гармонии, приобретают у В. Астафьева осязаемо эмоциональный окрас, человеческие (или из тех, что не достает человеку?) свойства: «бессонные добрые звезды». Звезда и ее «размеры» в повседневной, непоэтической традиции – помимо прочего – еще и «знак отличия» в воинских званиях. В звездные выси иронично переносится писателем армейская иерархия: «Ровно светились солидные, спелые звезды, а за ними мерцали, перемигивались, застенчиво прятались одна за другую звезды, звездочки, звездушки». «Небесно-армейская» иерархия, переосмысленная чувствующими обреченность своей любви влюбленными, включает и отторгает их одновременно, потому что они часть этой гармонии, но часть самая зыбкая, готовая исчезнуть, так и не увидев полного сияния своей «звезды»: «– Может, и наша звездочка там есть, Миша? «– Может, и есть, да не про нашу честь!». Название повести благодаря этому эпизоду приобретает не только элегически-романтическое, но и осязаемо трагическое звучание. Повесть «Звездопад» ставит перед своими героями сложные, трагические по своей сути этико-философские вопросы о выборе между свободой и несвободой, между любовью и долгом, честью, между желанием жить и необходимостью погибнуть в трагических обстоятельствах войны. Постановка и решение этих проблем в повести оказывается созвучной русской классике и рождающейся тенденции в литературе, полемичной по отношению к «молодежной» прозе времени «оттепели», оригинальной по комплексу задействованных композиционно-стилевых приемов.

Незалеченные раны войны, память о светлых жизнях взывают в книгах Астафьева к молодому поколению. Повести «Звездопад», «Пастух и пастушка» входят в ряд, названных в то время «лейтенантской прозой». Как и в повестях В. О. Богомолова «Зося», В. Быкова «Альпийская баллада», Ю. Бондарева «Берег» они повествуют о несовместимости войны с самой жизнью.
Повесть переиздавалась много раз. В 1990 г. в Иркутске вышел сборник повестей («Пастух и пастушка», «Звездопад», «Кража»), гонорар автор перечислил на счет Иркутского отделения Советского детского фонда им. В. И. Ленина.

Литературный календарь, Виктор Астафьев "Звездопад"В 1982 г. в Дивногорске состоялась премьера художественного фильма «Звездопад», снятого по произведениям В. Астафьева «Звездопад», «Сашка Лебедев», «Ода русскому огороду». Режиссер И. Таланкин.

Цитаты

Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такой, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет, пожалуй.

Мне было страшно. Мне жутко было. Меня озноб колотил. Я не знал, что она меня так любит. И за что только! За что? Ничем я не заслужил такой большой любви. Я простой парень, простой солдат! Боже ж ты мой, Мишка, держись! Раз любишь – держись!

Дети наши приучены думать так, будто война – это только фронт, где мы лишь тем и занимались, что без конца совершали героические подвиги.

Война во сне очень нелепая, но она всегда заканчивается благополучно. Иной раз за ночь убьют раз десять, но все равно проснешься. Во сне воевать ничего, можно.

Но ведь тому, кто любил и был любим, счастьем, есть и сама память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже об тебе думающий, и, может, в жизни этой суетной, трудной и ему становится легче средь серых будней, когда он вспомнит молодость свою…

Отзывы читателей

Отличная повесть о первой любви на фоне Второй мировой войны… Госпиталь. Молоденький тяжелораненый солдатик девятнадцати лет. И юная медсестричка Лидочка, которая учится в мединституте и работает в госпитале…. И это ведь тоже счастье – есть такое воспоминание, которого могло и не быть, если бы все случилось по-другому.

nad1204

…Виктор Петрович обладает даром рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Есть в его прозе что-то исповедальное, «шероховатое», задевающее скрытые струны души, не дающее впасть в беспамятство…

SantelliBungeys

Повесть о первой любви. Грустная, чистая, щемящая душу история… Их обжигающее первое чувство любви, они готовы на все, даже пожертвовать своим счастьем… Порой лучше расстаться до того, как что-то началось, и пронести через года то самое первое чувство, как что то хрупкое и драгоценное, возвращаясь, порой, в мыслях к которому на душе становится тепло от того, что знаешь наверняка, что в другой части континента, кто-то вдруг, так же внезапно, подумал о тебе.

Anutavn

Заказать в ЧОУНБ
Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Источники:

83.3Р6
Р 893
Д-273258-БО
Большакова, А. Ю. Астафьев Виктор Петрович / А. Ю. Большакова // Русские писатели 20 века : биографический словарь / составитель П. А. Николаев. – Москва : Большая Рос. энцикл. : Рандеву–АМ, 2000. – С. 46–49. – (Серия биографических словарей). – Библиография в конце статьи.

83.3Р6я1
А 91 Д
К-5743890-БО
Дар слова. Виктор Петрович Астафьев : биобиблиографический указатель, статьи : к 85-летию со дня рождения / [М-во культуры Краснояр. края, Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева] ; [составители : Т. П. Медведева и др.]. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2009. – 638, [1] с.

Гончаров, П. А. Нравственные проблемы в повести В. Астафьева «Звездопад» / П. А.
Гончаров // Нравственные ценности и будущее человечества : сб. материалов V Владимир. духов.-образовательных чтений, Мичуринск, 18 окт.–17 нояб. 2017 г. / составитель Р. С. Леонов. – Мичуринск : Мичурин. гос. аграр. ун-т, 2018. – С. 194–201. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36660557_82854134.pdf (дата обращения: 27.03.2020). – Текст : электронный.

Астафьев, В. П. Звездопад // Военная литература : сайт. – URL: http://militera.lib.ru/prose/russian/astafyev_vp06/index.html (дата обращения: 23.03.2020). – Текст : электронный.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх