Борис Полевой «Золото»

Литературный календарь ЧОУНБ Литературный календарь – 2020: читаем книги

                                               Книга-юбиляр – 70 лет

Такое и придумать-то невозможно…
Борис Полевой

Герой военных произведений Полевого – это всегда скромный труженик войны, человек из «массы», тот, кто не помышлял о бессмертной славе, когда добывал в боях свою трудную победу. Таким он предстал перед нами и в первых корреспонденциях Полевого с фронта, и в романе «Золото».
Борис Галанов

Ни строчки мной не выдумано, книга выросла из жизни. События произошли на территории Калининской области в дни наступления наших войск на Ржев.
Борис Полевой

Литературный календарь ЧОУНБ, Борис Полевой «Золото»

Советский писатель Борис Николаевич Полевой с первых месяцев Великой Отечественной войны находился на фронте в качестве военного корреспондента газеты «Правда». Он был одержим идеей записывать все, как можно больше, что только возможно. Корреспондентскую работу на фронте писатель называл своим «университетом». «Ей, – писал он впоследствии, – я обязан всеми своими книгами, теми, что уже написаны, и теми, сюжеты которых еще неясно роятся в голове». Тогда и родились идеи его литературных произведений военной тематики, в том числе романа «Золото» (1950). В основу легли реальные факты. Зимой 1942 г. в одном из партизанских соединений, сражавшихся в калининских лесах, Полевой стал свидетелем события, из которого восемь лет спустя «вырос» его первый роман. «Золото» Борис Николаевич считал своим «любимым, но трудным детищем». Работа над ним продолжалась более трех лет. Впервые опубликован в журнале «Знамя» (1949, № 11–12, 1950, № 1). Первые отдельные издания книги вышли в 1950 г. в издательствах Москвы, Ленинграда, Риги. В галерею литературных героев Б. Полевого тогда вошла задиристая, легкомысленная и отчаянная восемнадцатилетняя Муся Волкова, машинистка себежского отделения Госбанка, непоседа, мечтавшая о подвигах на оперной сцене, но свершившая их в драматически суровых обстоятельствах военных месяцев 1941 г.

Заказать книги в ЧОУНБ

Университетская библиотека

Записки военкора сохранили не только факты, но и эмоциональный комментарий: «Поразительная история! Узнать бы подробности… Мне сообщения мало… А как об этом можно было бы написать!.. Сколько, начиная с античных времен, написано в мировой литературе о роковой роли золота!.. Убийства, измены, подлые сделки с совестью и кровь, кровь… И вот, какие-то обычные люди получают сказочную возможность обогатиться… Ведь они за земле, где хозяйничают фашисты, где парализованы советские законы. В этом мире золото мерило всего – и совести, и чести, и доблести… И…среди людей того мира движутся на восток несколько советских, чтобы вернуть своей стране, своему народу то, что ему принадлежит… О таком, наверное, еще ни одному корреспонденту писать не приходилось». Ни корреспонденции, ни очерка Борис Полевой тогда не написал: «Так до места, куда партизаны вынесли свое золото, добраться мне и не удалось… Впрочем, их я бы там уже и не застал. Всех троих на самолете эвакуировали в тыловой госпиталь». Верный своему принципу не основываться на информации из «вторых рук», журналист сохранил в блокноте подлинный текст письма, которое неизвестные герои прикололи тесаком к дереву: «Товарищ, который найдет эту книжку! К тебе обращаемся мы, три советских человека… Когда вы найдете эту книжку, нас, может быть, не будет в живых. … Мы просим тебя, товарищ, взять спрятанный под корнем… мешок с ценностями, принадлежащими государству, и доставить его в ближайшую партийную организацию… Мы сделали все, что могли…». Эта реальная история и послужила импульсом для создания романа «Золото», к которому Полевой смог обратиться лишь годы спустя после Победы.

Литературный календарь ЧОУНБ, Борис Полевой «Золото»В этом первом опыте многопланового романного повествования Полевой обратился к тому, что любил и умел описывать: к конкретной ситуации… Первые недели гитлеровского нашествия. Маленький приграничный город… С грохотом летят стекла витрин магазинов. Пьяные эсэсовцы врываются в квартиры. На улицах – пулеметные очереди, крики и стоны жертв насилия. И в этот момент по воле случая у Муси и старика кассира Митрофана Ильича Корецкого в руках оказывается огромное богатство: 17-килограмовый мешок с золотом и драгоценными камнями из хранилищ городского отделения Госбанка. Как же этим двоим, случайно не уехавшим в эвакуацию, отнюдь не героям в привычном смысле слова, спасти народные ценности?! Б. Полевой сразу решительно обрубает возможный «узел сомнений»: что делать с золотом? Ясно – спасать! Иная забота раздувает спор: благополучно покинув город, девушка предлагает закопать спасенное золото где-нибудь в лесу, в укромном месте. И налегке, прямиком пробраться к своим. Корецкий настаивает – идти вместе с «кладом» к линии фронта, обходя деревни, сторонясь людей. Так начинается многодневный маршрут героев, в котором их стерегут опасности, слабость, болезни и груз собственных оценок и сомнений. Мусе нелегко понять моральную миссию принятой на себя «обузы»: не сразу приходит к ней понимание, что тяжелый мешок – это реальные ценности. Зарытые в лесу – они ничто. Донесенные до «своих», превратятся в самолеты, танки, в оружие для борьбы. Не сразу открывается ей и Митрофан Ильич, недоверчивый, настороженный к людям, несгибаемый в принятом решении. Он в полной мере сознает свой долг. И погибает в пути, как солдат на поле боя, хотя смерть его внешне «негромкая»: усталый, больной человек не выдержал скитаний по болотным трясинам, впроголодь, в холоде и опасностях. Когда Муся придет к выводу, что Митрофан Ильич – «человек старой закалки», надежных нравственных норм, что он – личность, читатель поверит ее искренности: «А у него есть чему поучиться! И о жизни мысли хорошие… вот тебе и “арифмометр с бородкой”». Главное для писателя – объяснить, почему двое самых обычных, далеких от ратных подвигов людей выдерживают груз непосильной ноши в обстоятельствах, грозящих им гибелью. И более того: с обстоятельствами не смиряются, а решительно ими управляют. И сами становятся крепче духом. Они знают, во имя чего рискуют жизнью, героические обстоятельства лишь стимулируют появление сильных характеров.

Автору довелось быть в группе советских офицеров и партизан, которые принимали «золотой мешок», вынесенный из хранилищ городского отделения Госбанка оккупированного приграничного города. По немецким тылам, одолев путь более 500 км, ежедневно рискуя жизнью, килограммы золота и драгоценных камней дотащила на себе юная Мария Медведева и ее добровольные помощники, чтобы бесценные сокровища не достались врагу. В романе истинная фамилия героини несколько изменена, но основные события ее необычного путешествия переданы точно, строго отобран материал, введены несколько автономных сюжетных потоков – для создания единой художественной картины и выделения мысли, наиболее важной для писателя: «главное богатство страны – ее золотые советские люди». Они восхищают честностью и высокими нравственными ценностями, являя собой редчайший образец для подражания. Сами эти люди никогда и мысли не допускали, что их поступки можно будет счесть за подвиг. В критической литературе отмечалось, что этот роман Полевого всем своим содержанием утверждает: вот оно главное, бесценное золото страны – люди! Когда Муся Волкова говорит Николаю Железнову, вспоминая о мужественных советских воинах, встречавшихся ей на пути долгих скитаний, что после войны этим людям за их подвиги надо будет строить мраморные памятники, Николай ей отвечает: «На это мрамора не хватит». Много лет спустя Б. Н. Полевой скажет: «испытания, жизненный конфликт проявляют человека… Девушка тащила на себе мешок золота больше пуда весом… пятьсот километров и все по немецким тылам… А кем она была до войны? Машинисткой в банке, просто машинисткой… И вдруг свалилась на нее большая общественная ответственность, и она выросла в настоящую героиню. В сущности, в каждом человеке… заложено такое зерно».

Писатель не преуменьшает ни суровых обстоятельств, ни жестокой борьбы с ними, ни человеческих слабостей своих героев. «Правда» жизни – основное в творчестве Б. Полевого. И Алексей Мересьев, и героический образ Муси Волковой, образы других героев – строго документальны. Прототипы их жили и трудились на родной земле. Эту творческую манеру Бориса Полевого, это стремление как можно точнее отображать материал действительной жизни датский писатель Мартин Андерсен-Нексе назвал «самой редкой» из всех «реалистической фантазией». А неизбежные, необходимые и желательные во всяком художественном произведении элементы творческого домысла, как заметил Константин Симонов, в книгах Полевого «воспринимаются как естественное продолжение фактов». Писатель не выпускал героев из поля зрения и после войны, продолжал следить за их судьбами. Комсомолка Муся Волкова стала в мирные годы, как и мечтала, певицей, солисткой филармонии.

Движение сюжета определяется введением новых линий, как бы вырастающих из «пересечений» героини романа с множеством случайно встречаемых людей. Это колхозники, партизаны, железнодорожники. Многие остались безымянными эпизодами, но за большинством из этих «неназванных персонажей» – реальные судьбы, страницы фронтового блокнота военкора. Творческая индивидуальность прозаика проявилась в романе со стремлением раскрыть характер главных героев в драматических ситуациях, в постоянном общении с людьми. Война в романе – жестокая, непосильно тяжкая. Верный фактам, Полевой точно «выстроил» путь Муси – через сгоревшие деревни и разрушенные хутора, по выжженной земле оккупированных фашистами «мертвых зон». Погибли хлеба, огнем сметены дома, но земля сберегла самое большое свое богатство: душу народа. Ничем не выжигаемая щедрость людских сердец, бесстрашие партизан, мирных жителей, «просто встречных» – вот что помогает Мусе Волковой всякий раз, когда она оказывается в ситуации морального выбора. «Золото» – это роман, в котором нет одного или двух главных героев. Речь идет о целом народе. Реализовалось мастерство писателя. Он создал образ, меняющийся во времени. В поединке с трагическими обстоятельствами войны верх одержала Муся Волкова, с ее неосознанной готовностью к подвигу. В героине романа уживалось противоречивое: незащищенность юности и мужество взрослого человека, способность принять решение, порывистость, безудержная энергия и мудрая женская терпеливость, способность сострадать чужой беде.

Важный момент в исследовании темы «Человек на войне» к творчеству Б. Полевого относится в такой же мере, в какой и к повестям Б. Васильева, глубоко психологическому повествованию В. Богомолова, сюжетным конструкциям В. Астафьева. «…Гражданская зоркость писателя не в том, чтобы восторгаться теми, кто не ломает шеренги, а заметить того, кто нарушает парадный расчет повседневности… Найти сегодняшнего рядового труженика и увидеть в нем героя завтрашнего дня», – писал Борис Васильев.

Литературный календарь ЧОУНБ, Борис Полевой «Золото»В 1969 г. по роману «Золото» снят одноименный фильм. Премьера спектакля по роману состоялась на сцене Калининского драматического театра 9 мая 1975 г., в день празднования 30-летия Победы над фашизмом. Зрительный зал заполнили бывшие партизаны из калининских лесов, седые, рано постаревшие люди, с орденами на гимнастерках. Зал не пустел в антрактах, актеров долго не отпускали со сцены, на которой оживали страницы романа, их народной судьбы. Овацией встретил театр и город своего почетного гражданина, писателя-фронтовика, Героя Социалистического Труда Бориса Николаевича Полевого.

Цитаты:

Митрофан Ильич, смотря на суетившуюся машинистку, рассеянно думал: как могло это легкомысленное существо в такой день нарядиться в яркое новое платье и надеть лакированные туфли-лодочки, точно на танцульку! Вот она, молодежь…. И все-таки как будет страшно, одиноко, когда исчезнет отсюда со своим узлом и машинкой и эта девушка – последний человек, последний осколок того привычного и бесконечно дорогого, что сегодня уходит на восток.

– Семнадцать килограммов двести шестьдесят пять граммов. Точно! Точнее весы не позволяют. Три раза взвешивали! – громко объявила Муся, указывая Митрофану Ильичу на длинную узкую стрелку, неподвижно застывшую на циферблате весов.

Проследив за ажурными кругами, расходившимися по тихой воде, старик собрался было уже снова попробовать уснуть, но тут взгляд его упал на какую-то вещицу, золотисто сверкавшую на самой тропинке. Митрофан Ильич так испугался, что рубашка у него на лопатках сразу стала влажной. Неужели мешок лопнул, и это выпало из него, когда они вечером здесь проходили?
Митрофан Ильич бросился на колени, дрожащей рукой схватил сверкающий предмет. Это была раковина речной жемчужницы. Должно быть, сорока выудила и вылущила ее, И хотя на ладони лежала всего только перламутровая створка моллюска, сердце у старика продолжало тревожно биться.

Неся двойной груз, девушка настолько устала, что вовсе не помнила, как прошли они последние километры. Когда солнце, превратившись в огромный багровый круг, медленно опускалось за пламенеющий горизонт, они вышли из леса, и перед ними открылся просторный луг с длинной чередой стогов сена. Как заколдованные богатыри, поднимались стога, и в то время как подножия их уже тонули в сизоватой мгле густеющих сумерек, вершины еще золотели в лучах заката.

…удастся ли им пройти те сто километров, что, по их расчетам, отделяли их теперь от фронта? По мере того как расстояние это сокращалось, все трое двигались все труднее, все медленнее. Чуть ли не каждый час приходилось сворачивать в лес, отдыхать. Привалы увеличивались, а отрезки пути, которые им удавалось пройти, становились все короче и короче.
«Неужели не дойдем? Неужели придется умереть тут, в снегах, умереть попусту, не выполнив своего задания? А кругом так красиво… и так хорошо жить… – Девушка торопливо гнала от себя мрачные мысли: – Нет, нет, быть этого не может! Должны дойти!»

Отзывы читателей

Меня буквально потрясла история, рассказанная автором. Люди, вместо того, чтобы припрятать сокровища и воспользоваться ими… идут навстречу опасностям и возможной смерти. У них не возникает даже мысли о присвоении золота. Они даже не рассматривают такой вариант. Это кажется невероятным, но это правда…. Это роман о золоте материальном и главное о духовном золоте – о честных советских людях…. Митрофан Ильич – достойный пример честного советского человека. На глазах читателя, Муся из легкомысленной девчонки превращается в личность, вызывающую уважение. На пути к цели Мусе будут помогать, не менее, достойнейшие, честные и патриотичные советские люди…. Такие книги остаются в памяти на всю жизнь.

Золотой Лис

Еще одна замечательная книга Бориса Полевого. Все персонажи замечательные и добрые люди, каждая история уникальна. Им по-настоящему сопереживаешь.

Jenny-jen Оффлайн

Заказать книги в ЧОУНБ

Университетская библиотека

Источники:

83.3Р6
Р893
К-526255-БО
Полевой Борис / Г. К. Каурова // Русские писатели, XX век : биобиблиографический словарь : в 2 ч. / редколлегия: Н. А. Грознова и др. ; под редакцией Н. Н. Скатова. – Москва : Просвещение, 1998. – Ч. 2: М–Я. – С. 207–209.

8Р2:92
П 491 Ж
К-361014-ОЧЗ
К-361968-КХ
«Сколько у нас Мересьевых?» // Борис Полевой : проза. Публицистика. Мемуары / Н. Л. Железнова. – Москва : Художественная литература, 1984. – С. 114–147. – (Советские писатели – Герои Социалистического Труда).

83.3(2)
А 234
К-95304-БО
Борис Полевой // Об авторах ваших книг : литературные композиции по материалам
критической и мемуарной литературы / М. В. Агатов. – Москва : Молодая гвардия, 1972. – С. 379–388.

83.3(2)
С 561
1Д-884149-БО
Оглядываясь на прожитое / Полевой (Кампов-Полевой) Борис Николаевич // Советские писатели : автобиографии : [в 5 томах]. – Москва : Гослитиздат, 1959. – Т. 2. – С. 229–244.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

 

Наверх