Эммануил Казакевич

 Литературный календарь - 2020: читаем книги

Все лучшее, благородное, героическое, с чем пришло в мир наше поколение, оно отдало этой войне.
Эммануил Казакевич
…не пошутить было выше сил Эммануила Генриховича
Александр Нилин

Литературный календарь ЧОУНБ, Эммануил Казакевич

Эммануил Генрихович Казакевич – советский писатель, прозаик, поэт, переводчик. Участник Великой Отечественной войны.

Эммануил Казакевич родился 24 февраля 1913 г. в Кременчуге в семье учителей. Впоследствии его отец был журналистом, редактором первых на Украине газет и журналов на идише. Для будущего писателя отец был другом, наставником, первым критиком.

В 1924 г. вместе с родителями Казакевич приехал в Харьков. Отец его, работавший журналистом, поощрял увлечения сына литературой. В их доме часто гостили поэты и писатели, режиссеры и композиторы. Такая атмосфера никак не могла не сказаться на развитии любви к чтению и формированию уникального художественного вкуса. Будущий писатель рос начитанным ребенком и свободно владел немецким языком, хорошо знал и любил читать Шекспира, Мольера, русскую классику. Первые свои произведения (стихи, комедию) он начал писать на идише. Семья часто переезжала из города в город.

Окончив семилетку, Казакевич поступил в профтехшколу, преобразованную впоследствии в машиностроительный техникум. Уже в это время он, по воспоминаниям сестры и друзей, много писал, занимался переводами, редактировал школьный рукописный журнал.

В начале 30-х гг., увлеченный лозунгами тех лет, Казакевич уехал на Дальний Восток, в Биробиджан, где руководил строительством Дома культуры, был инструктором по культработе среди переселенцев, председателем колхоза, директором театра, сотрудничал в местных газетах. В эти годы он писал много стихов на идише, переводил Лермонтова, Гейне. Для местного театра перевел на еврейский язык «Уриэля Акосту» К. Гуцкова и пьесу Л. Рахманова «Профессор Полежаев». Написал несколько пьес, которые шли на сцене театра в Биробиджане.

В 1938 г. Казакевич переехал в Москву. В 1939 г. вышел сборник его стихов «Ди гроссе вельт» («Большой мир»). В 1941 г., 5 мая, был подписан в печать роман в стихах «Шолом и Хаве». Когда книга вышла, ее автор уже был на фронте.

В 1941 г. Казакевич вступил в народное ополчение, участвовал в осенних боях под Москвой, затем попал во Владимир, в запасную бригаду. Был откомандирован в бригадную газету, где писал все – от передовиц до фельетонов в стихах. Казалось, его ждал обычный путь многих профессиональных литераторов, которые ушли на фронт, а потом стали, в большинстве своем, работать в военной печати или корреспондентами в центральных газетах. Казакевич сам выбрал и осуществил иной вариант военной судьбы. Из газеты он самовольно отправился в действующую армию. Начав воевать солдатом-разведчиком, Казакевич впоследствии был командиром взвода, роты, начальником дивизионной разведки, офицером разведотдела армии. Был ранен. Войну Казакевич завершил начальником разведки дивизии.

По окончании войны награжден двумя орденами Красной Звезды и медалью «За отвагу» – ими награждали за личное участие в боевых действиях, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью «За взятие Берлина» и другими почетными наградами, служил в советской военной администрации в Германии, работал в комендатуре г. Галле. Эти годы были временем писательского созревания Казакевича. Как отмечал в автобиографии Эммануил Генрихович: «С 1941 по 1946 писать не имел возможности». Накопленное в сердце за годы войны стало основой многих произведений Казакевича, написанных в послевоенное время.

Появление первой его повести «Звезда», опубликованной в 1947 г. в журнале «Знамя» и библиотечке «Огонька», означало, как сказал А. Твардовский, «приход в русскую советскую литературу большого, вполне самобытного таланта и, более того, новую ступень в освоении материала Великой Отечественной войны». Успех «Звезды» был очень большим. Повесть удостоилась Сталинской премии. «Звезду» же с 1947 до 1989 г. только отдельными изданиями выпустили 51 раз. Критика много писала о поэтичности повести, называя ее то балладой, то поэмой в прозе. После прочтения «Звезды» Александр Твардовский сказал: «На войну ушел посредственный еврейский поэт, а вернулся с нее великолепный русский прозаик». Виктор Астафьев говорил, что это одна из тех немногих книг про войну, которую можно читать сегодня без стыда, в которых – правда. Французские газеты назвали «Звезду» «самым правдивым произведением о войне».

Следующая повесть «Двое в степи» (1948), которую Казакевич считал своим лучшим произведением, – история испугавшегося, но преодолевшего свой страх человека. Повесть подверглась, однако, жестокой критике. Автора упрекали в сочувствии трусу, в желании оправдать его, в слишком приземленном, особенно по сравнению со «Звездой», изображении войны, в чрезмерном внимании к подробностям военного быта. Не понято было, что повесть написана о том, что чувство долга, столь высоко ценимое самим Казакевичем, не дается человеку от природы. Оно рождается в испытаниях и оплачивается нередко ценой жизни. Явившись в трибунал, Огарков выбирает не просто между жизнью и смертью, как казалось и кажется до сих пор очень многим. Это была его победа над страхом. Он пришел к внутренней свободе.

Казакевич писал о войне до начала 1960-х. Романы «Весна на Одере» (1949) и «Дом на площади» (1956) посвящены последним боям в Германии, началу мирной жизни, работе военной комендатуры в небольшом немецком городке. Объединенные общими героями, они составили своеобразную дилогию. Правда, по собственному признанию писателя, в романах он уступил натиску критики. Многие реальные конфликты в них оказались как бы сглаженными, слишком легко разрешимыми. Особенно это касается второго из романов. Рядом с психологически точными появились строки, как будто взятые из тогдашних газетных передовиц.

В 1953 г. была опубликована повесть «Сердце друга». Рассказ Казакевича «При свете дня» (1961 г.) – своего рода эпилог произведений, посвященных войне. Он написал о памяти, прочной и благодарной у одних, хрупкой и неверной у других, – памяти о тех, кто не пришел с войны.

Идеальность стала свойством характеров героев Казакевича. Чувство долга, о котором постоянно пишет Казакевич, которым неизменно руководствуются его герои, не тяготит их – для них оно естественно. Возможно, именно поэтому было вполне последовательным обращение писателя к ленинской теме. Небольшая повесть «Синяя тетрадь», вышедшая в 1960 г., была посвящена работе Ленина над книгой «Государство и революция» в то время, когда он скрывался летом 1917 г. в Разливе.

У Казакевича было больше не реализованных до конца замыслов, чем опубликованных произведений. Это и «Иностранная коллегия» – повесть о работе революционного интернационального подполья в Одессе; и «Московская повесть» – о жизни Марины Цветаевой; и рассказ «Мифы классической древности» – о древнем поэте, сочинителе мифов; и пьеса о Колумбе – один из его еще довоенных замыслов; и «Автобиографические заметки» и многие другие.

Много сил и времени Казакевич отдавал работе в редколлегии альманаха «Литературная Москва». По воспоминаниям многих, он фактически исполнял обязанности главного редактора одного из самых заметных «оттепельных» изданий.

Но больше всего в последние годы жизни Казакевич работал над большим романом «Новая земля», который не был завершен. Время действия романа должно было охватывать четверть века – 1924–1949 гг. Главным героем, по словам автора, был «советский народ, страдающий, побеждающий». Приступая к работе над романом, Казакевич написал: «Я буду делать свое дело без дерзости, но и без боязни». Собственно, так он и писал почти всегда. Казакевич разделил надежды и иллюзии времени, в котором он жил, во многом выразил идеалы своих современников. Он и из жизни ушел на исходе своего времени.

Эммануил Казакевич умер 22 сентября 1962 г. в Москве.

Цитаты

Не думать о своей выгоде, а только о своём деле, – так был воспитан Травкин, и так же был воспитан капитан Гуревич. Они и называли друг друга «земляками», ибо они были из одной страны, – страны верящих в своё дело и готовых отдать за него жизнь.

Бывают острые моменты, когда рассудительность не лучше трусости.

Помните ли вы нас, товарищи потомки, знаете ли о наших свершениях, догадываетесь ли о наших страданиях?

Литература:

Казакевич Эммануил Генрихович // Русские писатели, XX век : биобиблиографический словарь : в 2 частях / редколлегия: Н. А. Грознова и др. ; под редакцией Н. Н. Скатова. – Москва : Просвещение, 1998. – Ч. 1. – С. 583–586.

Казакевич Эммануил Генрихович // Русские писатели 20 века: биографический словарь / составитель П. А. Николаев. – Москва : Большая Российская энциклопедия : Рандеву-АМ, 2000. – С. 321–322.

Эммануил Казакевич // Кругосвет : универсальная научно-популярная энциклопедия. – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KAZAKEVICH_EMMANUIL_GENRIHOVICH.html (дата обращения: 19.02.2020). – Текст: электронный.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Харитонова,
ведущий библиотекарь ИБО

Наверх