Павел Антокольский

 Литературный календарь – 2020: читаем книги

Всем инстинктом художника я ощутил прикосновение к темам и образам, которые определили мою работу на очень долгий срок...
Павел Антокольский

В поэзии он был человеком театра, а в театре человеком поэзии. Причудливо переплетаясь, эти две неукротимые страсти сделали его не похожим на других поэтов, подняв поэтический голос и заставив его звучать полновесно и гордо, как звучали со сцены голоса Остужева и Ермоловой, Качалова и Коонен...
Вениамин Каверин

Литературный календарь ЧОУНБ, Павел Антокольский

Павел Григорьевич Антокольский – русский советский поэт, переводчик, драматург.

Павел  Антокольский родился 1 июля 1896 г. в Санкт-Петербурге. Его отец Григорий Моисеевич работал помощником присяжного поверенного. Дедом Антокольского был знаменитый скульптор Марк Антокольский, создатель известной статуи Ивана Грозного. С детства Павел увлекался рисованием, он унаследовал любовь к изобразительным искусствам и даже писал картины. Впоследствии, будучи уже состоявшимся поэтом, он оформил некоторые свои книги.

В 1904 г. семья переехала в Москву, где будущий поэт поступил в частную гимназию, которую окончил в 1914 г. В старших классах началось его увлечение поэзией, театром, декламацией. Здесь он начал писать стихи и играть в самодеятельных спектаклях. После гимназии Антокольский посещал лекции в народном университете, поступил на юридический факультет Московского университета. Однако курса Павел не окончил, так как его слишком увлекли занятия в Студенческой драматической студии, которой руководил Е. Вахтангов. В результате Антокольский стал актером, а затем с 1919 по 1934 г. – режиссером в Театре им. Е. Вахтангова. Любовь к театру Антокольский пронес через всю жизнь, это было его второе призвание, не менее серьезное и сильное, чем поэзия.

В раннем детстве Антокольский стал свидетелем революции 1905 г., видел баррикады и бои между восставшими рабочими и солдатами. Это не могло не оставить глубокого следа в памяти ребенка. С началом следующей революции – 1917 г. – уже взрослый Антокольский работал в жилотделе Моссовета ради сохранения Студии, которая скоро превратилась в Театр Народа у Каменного моста. В 1918 г. поэт много ездил с бригадой актеров по фронтовым дорогам Западного фронта, затем служил в московских театрах.

Печататься он начал в 1918 г., первую книгу стихотворений издал в 1922. С 1920 г. Антокольский стал посещать «Кафе поэтов» на Тверской, где встретился с В. Брюсовым, которому понравились стихи начинающего поэта, и он напечатал их в альманахе «Художественное слово» (1921). Это предсказало выход первой книги «Стихотворения».

Первые работы в известной степени предсказывали будущие поэтические темы и образы Антокольского. Им присуща и театральность – черта, характерная для всего творчества поэта. Образы театра подчас выходят в них на первый план и определяют самый подход к жизни, которая предстает взору художника как колоссальный театр страстей, а персонажи похожи на актеров. Таковы особенности стихотворений «Театральный разъезд», «Лондон 1666», «Гамлет», «Девятая симфония». Революция представляется ему «Театром Мирового Сражения». Вместе с тем театральность, яркая зрелищность и декоративность не мешали Антокольскому передавать в своих стихах реальную поступь истории. Антокольский прежде всего романтик, и потому он ищет и находит экспрессивные слова и краски, т. к. только экспрессия, по его убеждению, могла передать внутренний накал исторического действа.

В 1923 и 1928 гг. поэт побывал в Швеции, Германии, Франции, накапливая впечатления и вынашивая поэтические планы. Определяющее влияние на творчество Антокольского, по его признанию, оказала поэзия А. Блока, хотя видны также черты поэтики И. Сельвинского, В. Маяковского, Б. Пастернака. В годы революции поэт дружил с Мариной Цветаевой.

В 1927 г. Антокольский выпустил «Третью книгу», куда вошел знаменитый «Санкюлот», сыгравший роль своеобразного программного произведения. Здесь он уделяет много внимания теме истории. Поэт настаивает, что история – это жизнь, она «живет» в настоящем, разыгрывается в душах современников. С «Санкюлота», кроме того, началось страстное и длительное увлечение Антокольского эпохой Великой французской революции. В «Третьей книге» началась и другая важнейшая тема поэта – любовная лирика. Почти все стихи, написанные о любви, посвящены жене Антокольского – Зое Бажановой.

1930-е гг. были для него, как и для многих советских писателей того времени, насыщены поездками по стране. На протяжении 1920–30 гг. опубликовал несколько поэтических сборников: «3апад» (1926), «Действующие лица» (1932), «Большие расстояния» (1936), «Пушкинский год» (1938), издал драматическую поэму «Робеспьер и Горгона», одновременно начав работу над стихами о Парижской коммуне и о поэте Франсуа Вийоне. Бродяга и романтик Вийон у Антокольского – менее всего историческое лицо. Сам Антокольский говорил, что все перипетии жизни Вийона выдуманы им, что в этом образе он как бы сконцентрировал свой романтизм.

Антокольский известен также как прекрасный переводчик французской поэзии и прозы. Его перевод «Вальса двадцатилетних» Луи Арагона считается одним из лучших русских переводных стихотворений, а повесть Виктора Гюго «Последний день приговоренного к смерти» была высоко оценена критиками. Кроме того он переводил произведения болгарских, грузинских, азербайджанских поэтов.

Приближение мировой трагедии в конце 30-х гг. не могло не отозваться в стихах поэта. Острым предчувствием беды, уже стоящей у ворот страны, проникнуто стихотворение, написанное в самый канун войны, – «Июнь сорок первого года» (впоследствии оно было названо поэтом «Накануне»). В книге «Запад» он выступил как своего рода поэт-пророк и художник-обличитель. Главный мотив книги – ощущение приближающейся грозы-возмездия, катастрофы, гибели. Таковы стихотворения «Стокгольм», «Белая ночь», «Камень», «Ночной разговор», «Гроза в Тиргартене». На склоне лет он вспоминал, что именно в этой книге тема кризиса и гибели капиталистической культуры еще до Второй мировой войны сделалась главенствующей в его творчестве. Он прикоснулся к образам, которые определили поэтическую работу художника на очень долгий срок.

В Великую Отечественную войну Павел Антокольский был военным корреспондентом фронтовых газет, руководил труппой фронтового театра. В годы войны у него вышли книги «Полгода» (1942), «Железо и огонь» (1942), «Сын» (1943) «Третья книга войны» (1946). Поэма-эпитафия «Сын» посвящена как своему сыну Владимиру Антокольскому, погибшему в 1942 г., так и всем погибшим сыновьям. Поэма представляет собою монолог, разговор поэта со своей душой и с погибшим сыном. Внутреннее ощущение своей слитности с народом и своей трагедии с народной бедой создало эпическую подпочву для этого внешне сугубо лирического произведения. Рассказывая о сыне, скорбя и ужасаясь, Антокольский находит в себе силы не только преодолеть личную боль, но и заставить своих читателей задуматься об общих проблемах бытия. За поэму «Сын» П. Антокольский был удостоен Сталинской премии 2-й степени в 1946 г. Весной 1945 г. Антокольский приехал в Томск в качестве режиссера Томского областного драматического театра имени В. П. Чкалова.

В послевоенные годы Антокольский выпускает книги, подводившие своеобразные итоги: «Избранное» (1947), «Стихи и поэмы» (1950), «Десять лет» (1953). А с середины 1950-х гг. начинается новый поэтический подъем. Он работает много и плодотворно, издает несколько книг, разных по своему содержанию. Антокольский выпускает книги «Мастерская» (1958), почти целиком посвященную искусству и людям искусства, «Сила Вьетнама» (I960), «Высокое напряжение» (1962), «Четвертое измерение» (1964), «Повесть временных лет» (1968), которые, по выражению Антокольского, как бы «перелистывают» его жизнь. Время, как всегда у Антокольского, остается главным героем его произведений – не только тех, где он обращается к истории («Ночной смотр»), но и тех, где речь идет о современности («Путевой журнал»). Антокольский много пишет о поэтическом мастерстве, вспоминая при этом своих друзей поэтов, т. е. опираясь не только на собственный богатый опыт, но и на опыт художников разных стран («Поэты и время», 1957). 1971 год – год выхода его единственной прозаической книги «Сказки времени».

Помимо литературы и театра – своего главного дела жизни – он интересовался историей и духовной жизнью Ордена тамплиеров; под влиянием мистических идей написал для Театра имени Е. Б. Вахтангова инсценировку по роману Г. Уэллса «Когда спящий проснется».

Все разнообразие творчества П. Антокольского наиболее полно представлено в книгах: «Пути поэтов» (1965), «Время» (1973), «Конец века» (1977) и других. Любовь к театру Антокольский пронес через всю жизнь, это было его второе призвание, не менее серьезное и сильное, чем поэзия.

Павел Антокольский был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак почета и другими наградами.

Прожив долгую жизнь, Павел Григорьевич Антокольский скончался 9 октября 1978 г. в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Стихотворения

Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.
Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешенный.
На веки веков восемнадцатилетний…
О, как далеки между нами дороги,
Прибрежные те травяные отроги,
Где сломанный череп пылится, ощеряясь.
Прощай. Поезда не приходят оттуда.
Прощай. Самолеты туда не летают.
Прощай. Никакого не сбудется чуда.
А сны только снятся нам. Снятся и тают…

                                          Из поэмы «Сын»

Ты будешь долго рыться в черном пепле.
Не день, не год, не годы, а века
пока глаза сухие не ослепли,
пока окостеневшая рука не вывела строки своей последней –
смотри в его любимые черты.
Не сын тебе, а ты ему наследник.
Вы поменялись местом, он и ты...

                                     Из поэмы «Сын»

Бессмертье свои предъявило права.
Обставлено помпой, рекламой раздуто,
Под аркой Триумфа для вдов и сирот
Горит оно неугасимой лампадой,
И глина ему набивается в рот. Бессмертие!
Чтимая церковью падаль. Бессмертие!
Право на несколько дат.
Ты после войны для того и осталось,
Чтоб крепко уснул Неизвестный Солдат.
Но он не уснет. Несмотря на усталость.

                              «Могила неизвестного солдата»

..Зеленый, и красный, и желтый, и синий,
Как будто возникший в глазах дикаря,
Корабль трехмачтовый в сырой парусине
Из памяти выкорчевал якоря.
За ним! За несбыточным! Но за семижды
Обещанным! Только вглядеться – и в путь!
Былая удача, меня осенишь ты
Когда бы там ни было, что там ни будь,
Пусть горе ударами медного гонга
Уже окровавило сердце мое,
Но дело художника – вечная гонка,
Чеканка и ковка, резьба и литье.

Словами черными, как черный хлеб и жалость,
Я говорю с тобой – пускай в последний раз!
Любовь жила и жгла, божилась и держалась,
Служила, как могла, боялась общих фраз.

И я живу с тобой и ста́реюсь от груза
Безденежья, дождей, чудачества, нытья...
А ты – не вымысел, не музыка, не муза.
Ты и не девочка. Ты просто – жизнь моя.

…Мы знаем праздники, которых
В аду и в небе не забыть.
Да, самое большое – быть
В другом прохожем, в песне,
в спорах
И в той, кого нельзя добыть.
Да, самое большое – помнить
И видеть яростию глаз
Все, что открыто напоказ,
Что не коснется этих комнат
Трезвоном бесполезных фраз.
Что все прелестно и нелепо.
Что все влечет издалека –
И золотая горсть песка,
И вальс в отчаянье вертепа,
И беспричинная тоска...

Источники:

Павел Григорьевич Антокольский // Русские писатели, XX век : биобиблиографический словарь: в 2 ч. / редколлегия: Н. А. Грознова [и др.] ; под редакцией Н. Н. Скатова. – Москва : Просвещение, 1998. – Ч. 1. : А–Л. – С. 75–77.

Антокольский Павел Григорьевич / Л. А. Озеров // Русские писатели 20 века : биографический словарь / составитель П. А. Николаев. – Москва : Большая Рос. энцикл. : Рандеву-АМ, 2000. – С. 36–37. – (Серия биографических словарей). – Библиография в конце статей.

Павел Антокольский : биография // ФБ.ру : проект. – URL: https://fb.ru/article/253363/pavel-antokolskiy-biografiya-i-tvorchestvo (дата обращения: 28.06.2020). – Текст : электронный

Заказать книги в ЧОУНБ

Материал подготовила Наталья Харитонова,
ведущий библиотекарь ИБО ЧОУНБ

 

 

 

 

 

 

Наверх