Василь Быков «Волчья стая»

Литературный календарь – 2020: читаем книги

                                               Книга-юбиляр – 45 лет

Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?
Василь Быков

…в самом себе (и нигде больше) приходится искать и находить силу противостоять самым жестоким случайностям.
Алесь Адамович

Литературный календарь ЧОУНБ, Василь Быков «Волчья стая»

В самом начале своей литературной деятельности белорусский прозаик Василь Быков сказал, что больше всего влекут его к себе «темы минувшей войны», участником которой он был. Из ее событий и впечатлений он черпал материал для своих повестей, поскольку в ней ему «видятся очень многие начала, входящие в наши дни и выходящие в будущее». Острый интерес к общечеловеческим проблемам, максимализм в решении нравственных вопросов, способность проникать в суть чрезвычайно сложных ситуаций – отличительные черты прозы Василя Быкова. Он обратился к партизанской тематике в 1968 г. «Извечная тема “выбора”, – говорит писатель, – в партизанской войне и на оккупированной территории стояла острее и решалась разнообразнее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее. Судьба людей богаче, зачастую трагичнее, чем в любом из самых различных армейских организмов».

Повесть «Волчья стая» опубликована в 1975 г. на русском языке. Большинство своих произведений В. Быков писал на белорусском языке, многие из них переводил на русский сам. «Волчья стая» представляет собой воспоминания уже постаревшего, поседевшего, без одной руки главного героя – Левчука. Она о перипетиях, длившиеся двое суток, напряженной борьбы Левчука со сворой фашистов, о борьбе за спасение только что появившегося на свет ребенка ценой потерь и нечеловеческих усилий. В «Волчьей стае» писателем обозначена ситуация, когда человек ведет борьбу на пределе сил в жестоких обстоятельствах.

Заказать книгу в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес

Небольшая группа партизан, преследуемая немцами, переправляется через леса и болота в соседний партизанский лагерь. В повозке четыре человека: потерявший семью, умирающий от ран Тихонов, беременная радистка Клава, ездовой Грибоед и раненый разведчик и пулеметчик Левчук. Спасая трех человек, стреляя из автомата по фашистам, погиб Тихонов. В сожженном селе, окруженном немцами, в гумне укрываются оставшиеся трое. Здесь у Клавы рождается мальчик. Партизан Левчук, рискуя собственной жизнью, с огромным трудом, почти чудом, спасает от стаи хищников-карателей новорожденного ребенка, мать которого погибла от вражеской пули через несколько часов после родов. Превозмогая боль, Левчук, желая лишь спасти малыша, пробирался через лесную чащу и болотистые места, не останавливаясь даже в ночное время. Он думал о младенце, о его дальнейшей жизни и мечтал, чтобы мальчик в будущем стал настоящим гражданином. В лесу, в болоте немцы-волки упорно шли по пятам партизана.

Спустя тридцать лет, случайно узнав адрес Виктора – так назвал Левчук спасенного им ребенка, о судьбе которого ему все эти годы ничего не было известно, – герой повести едет за пятьсот километров для встречи с ним. «Три десятка лет, минувших с тех пор, ничего не приглушили в его цепкой памяти, наверно, потому что все, пережитое им в те двое суток, оказались, хотя, и самым трудным, но и самым значительным в его жизни». «Слишком много спрессовалось для него в той его партизанской истории»; «наибольшей для него наградой оставался этот младенец, нынешний полноправный гражданин страны Виктор Платонов». В ожидании предстоящей встречи Левчук все время думает о том, каким же вырос Виктор, кем стал. Прежде всего, ему радостно было сознавать, что Виктору удалось пережить войну… Если живет на такой видной улице, то, наверно, не последний человек в городе, может, даже какой-либо начальник. В этом смысле, самолюбие Левчука было удовлетворено, он чувствовал, что и тут ему почти повезло. Хотя он понимал, конечно, что достоинство человека не определяется только его профессией или должностью – важен еще ум, характер, а также его отношение к людям, которые, в конце концов, и решают, чего каждый стоит». Виктор представляется Левчуку то инженером, специалистом по части машин и механизмов, которых теперь развелось во множестве всюду, то врачом в какой-нибудь известной больнице, то ученым, по меньшей мере кандидатом наук… «Но кем бы он ни был по специальности или положению, прежде всего он должен быть человеком. Левчук не вкладывал в это понятие какого-нибудь сложного или философского смысла, это у него формулировалось просто: быть добрым».

Встреча Левчука с Виктором Платоновым осталась за пределами повести, которая обрывается в тот момент, когда Левчук, нажав на кнопку звонка и услышав низкий добродушный голос, доносившийся из глубины квартиры: «Да, да! Заходите, там не закрыто», – повернул ручку двери… Читателю предоставляется возможность перешагнуть вместе с героем повести через порог платоновской квартиры и представить себе, домыслить дальнейшее.

Проблема героизма – главная в творчестве Быкова. Писателя интересуют не внешние проявления героизма сами по себе, как бы впечатляющи они ни были, а прежде всего, внутренние мотивы подвига, его нравственная основа. Вскрыть, исследовать истоки героизма – эту творческую задачу стремится решить Быков. Ради этого он ставит своих героев в такие острокритические ситуации, которые требуют от человека предельного напряжения всех нравственных и физических сил; в ситуации, когда человек, оставшись наедине со своей совестью, должен сделать выбор между жизнью и смертью, между честью и бесчестием, когда он стечением жестоких, роковых обстоятельств поставлен перед альтернативой – не просто жить или не жить, а быть или не быть человеком.

Суров и бескомпромиссен реализм В. Быкова. Юрий Бондарев отмечал: «Повестям Василя Быкова свойственны и натянутый нерв развития событий, и жесткая динамичность… "Быковский герой" и "быковская ситуация" заставляют читателя увидеть то, как человек преодолевает непреодолимое…».

Василь Быков – мастер психологической драмы. В конфликте «человек и обстоятельства», составляющем центральную тему прозы Быкова, проявляются качества личности; герои писателя или навсегда ломаются, теряя честь, совесть, достоинство, либо ценой невероятных усилий и жертв одерживают нравственную победу над злом.

Для строгих и лаконичных по композиции повестей В. Быкова, с их всегда напряженным сюжетом, очень характерны сжатость, «спресованность» времени. В «Волчьей стае» действие длится лишь двое суток. И надо владеть высоким художественным мастерством, чтобы на таких коротких отрезках времени показать человека в самом главном, самом определяющем его как личность, чтобы человек виден был весь, как на ладони; чтобы создать у читателя ощущение, будто он прожил с героем всю его жизнь. Левчук – выразительная индивидуальность. Быков во многом опирается на традиции русской батальной прозы (прежде всего, на толстовский принцип изображения войны как она есть – в крови, страданиях и смерти).

Волки в повести олицетворяют фашистов, которые, как дикие звери шли по пятам и ни перед чем не останавливались. Сами по себе волки опасны. Немцы, которыми кишит лес, которые, кажется, повсюду, – волчья стая. От нее спастись очень трудно.

Повести Василя Быкова современны, исследуемые в них проблемы верности своему долгу, совести, гражданского мужества, чести, человеческого достоинства звучат актуально и в наши дни. Своеобразие В. Быкова проявилось в том, что он первым в советской литературе стал испытывать прочность начала в человеке, поставив его одного в критическую ситуацию.

Произведения В. Быкова, Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий, популярны за рубежом, переведены на многие языки мира. Повесть «Волчья стая» вскоре после публикации в Советском Союзе вышла на Кубе, в Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии, США и Японии.

Литературный календарь ЧОУНБВ том же году, после выхода повести «Волчья стая», был снят одноименный фильм. 24 ноября 1975 г. состоялась его премьера.

Цитаты:

Левчук стоял за дверью и волновался, словно отец, волноваться которому уже не придется…
– Так кто там? – нетерпеливо спросил Левчук. – Парень или девка?
– Мужик! – каким-то незнакомым, подобревшим голосом сказал Грибоед. – Харошы дятюк. Иди сюды…
С неожиданным, просто невероятным для него любопытством Левчук шагнул в ток и взглянул на небольшой сверток из парашютного шелка в руках Грибоеда. Рядом в полумраке чужой соломенной постели почти со страхом в измученных глазах смотрела на них Клава….. Как ни удивительно, но именно сейчас, через Клавку, он впервые за много лет почувствовал себя не бойцом-партизаном, не разведчиком или пулеметчиком, а прежде всего человеком, и это было для него ново и чрезвычайно приятно. Так, будто не было уже и войны.

– Господи! – с внезапно прорвавшейся болью сказала Клава. – Да разве я понимала, что такое война! Я же сама пошла, сама напросилась. Брать не хотели… А тут! Господи, сколько тут горя, сколько крови, смертей! Как тут люди выдерживают, те, которые местные? Ну, мужчины, это понятно. А то женщины, девушки, дети. Их, бедных, за что? Бьют, собаками травят, сжигают. Да еще с такой звериной жестокостью!... – Боже! – сказала Клава. – До сих пор все за себя боялась, а теперь мне вдвойне бояться надо. За него вот. Такой махонький!.. Золотиночка ты моя горькая, несчастненький ты мой мальчишечка, как же мне уберечь тебя? Почему же доля наша такая несчастная?..


…Ослепительно яркий свет, перемешанный с причудливой путаницей теней, обрушился на него сзади, несколько трасс мелькнули над головой, обдав его треском разрывных пуль и мелким крошевом веток. Он нечаянно упал на бок, испугавшись, что так недалеко уйдет, что бежать с младенцем здесь невозможно. Но и бросить его в тот самый момент, когда сзади мчались собаки, у него не хватило решимости. Он не знал, чем это для него обернется минуту спустя, и слепо рванул в кустарник, левым плечом раздвигая ветви, а полой пиджака прикрывая младенца, который смиренно затих в тепле, слабо перебирая ножками…

К сожалению, силы его, как и его возможности, убывали с каждой минутой, он понимал это, но ему очень хотелось уберечь малого. С какой-то еще неосмысленной надеждой он ухватился за эту кроху человеческой жизни и ни за что не хотел с ней расстаться…. Этот младенец связывал его со всеми, кто был ему дорог, и кого уже не стало… Кроме того, он давал Левчуку обоснование его страданиям и оправдание его ошибкам. Если он его не спасет, тогда к чему эта его ошалелая борьба за жизнь? Жизнью он давно отвык дорожить, так как слишком хорошо знал, что выжить на этой войне дело непростое. – Ничего, ничего, браток! – ободряюще проговорил он, обращаясь к младенцу, и не узнал собственного, охрипшего от долгого молчания голоса. – Еще мы посмотрим…

Первой из кустарника появилась коричневая, с подпалинами по бокам собака, ведя по земле чутким носом и бросая по сторонам быстрые взгляды, она стремительно шла по следу. Сзади, ломая кусты, едва поспевал ее поводырь в пятнистом разведчицком костюме и зимней, с длинным козырьком фуражке. За ним следовал еще один, точно такой же немец с собакой на длинном ремне. Они пробежали мимо и только скрылись в кустарнике, как на берег из зарослей высыпала вся их хищная стая – десяток карателей в одинаковых маскировочных костюмах, вооруженных автоматами, обвешанных сумками, флягами и биноклями. Длинной чередой они растянулись по берегу и, оглядываясь по сторонам, бежали по его следу, готовые в любое мгновение разрядить в него свои автоматы.

Прижимая к груди младенца, Левчук бежал, прыгал, раскачивался на мшистых, обманчиво неустойчивых кочках, где успевая перебежать раньше, чем они погрузятся в воду, а где и нет. И тогда снова, в который уже раз, оказывался по пояс в торфянистой жиже, бросаясь то в одну, то в другую сторону, лихорадочно стараясь выбраться на что-нибудь твердое. Мокрая его одежда противно облипала тело, при каждом шаге ржавой водой плескало в лицо... Он только берег, чтобы невзначай не выронить, свой сверток с маленьким в нем существом, а себя уже оберегать перестал... Он бежал. Он боялся за жизнь младенца и не хотел терять время на то, чтобы выжимать одежду, отдыхать… «… только бы не наткнуться на немцев».

Отзывы читателей:

«Волчья стая» Василя Быкова потрясла меня до глубины души. О войне можно писать много, наверное, каждый военный день… И Быков показывает то жизнь обычного обозника, у которого даже наград нет, то девушки, впервые отправившейся в одиночку в разведку. И все это читать больно и страшно, но в то же время нужно и важно.

Merten

… автор очень трогательно описывает волнение Левчука перед встречей, его мысли, его представление о том, каким стал этот мальчик и, конечно, воспоминания о тех страшных днях, которых пришлось пережить Левчуку, спасая малыша. Кстати сказать, повесть содержит не одну эту историю, есть здесь еще несколько историй, как из военной жизни Левчука, так и из жизни других персонажей.

Olesonchik

… финал, который поначалу показался немного незаконченным, должен быть именно таким, как он есть. Война – это потери, боль, кровь, пот, израненные души и тела. Но даже война не может убить в человеке человеческого…

elenaki

 Читаешь – и дух захватывает! Как будто ты сам там, в этих болотах, лесах, как будто за тобой самим фашисты с собаками гонятся... А сил все меньше... Погибает тяжелораненый десантник, но на свет появляется новый человечек. Удастся ли сохранить дитя, или немцы, как стая волков сожмут свои страшные зубы кольцом?

Nelanela

Заказать книгу в ЧОУНБ

Читать онлайн в библиотеке ЛитРес

Университетская библиотека

*Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Источники:

83.3Р6я1
Р 893
К-526257-БО
Быков Василий (Василь) Владимирович / К. Ф. Бикбулатова // Русские писатели, XX век : биобиблиографический словарь: в 2 ч. / редколлегия: Н. А. Грознова и др. ; под редакцией Н. Н. Скатова. – Москва. : Просвещение, 1998. – Ч. 1. – С. 244–247.

83.3(2)я1
Б 133
М-380513-БО
Василь Быков // Ради жизни на земле : рекомендательный библиографический указатель художественной литературы о Великой Отечественной войне / С. П. Бавин, А. А. Кунина,
И. В. Семибратова. – Москва : Книга, 1984. – С. 84–85.

О прошлом ради будущего // Летопись мужества : (историко-революционная и военно-патриотическая тема в советской литературе) : сборник статей / В. А. Косолапов. – Москва : Художественная литература, 1985. – С. 184–196.

Пафос и главный герой творчества Василя Быкова // Большая литература: основные тенденции развития советской художественной прозы. 1945–1985 гг.: шестидесятые годы / А. И. Овчаренко. – Москва : Современник, 1985. – С. 132–156.

Быков, В. Волчья стая // Военная литература : сайт. – URL:
http://militera.lib.ru/prose/russian/bykov13/index.html (дата обращения: 08.06.2020). – Текст : электронный.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх