Арсений Тарковский

 Литературный календарь – 2020: читаем книги

Стихи мои, птенцы, наследники,
Душеприказчики, истцы,
Молчальники и собеседники,
Смиренники и гордецы!
Арсений Тарковский

Тарковский – «поэт позиции», а не «поэт пути».
Дмирий Максимов

Литературный календарь ЧОУНБ, Арсений Тарковский

Арсений Александрович Тарковский – русский поэт и переводчик с восточных языков. Сторонник классического стиля в русской поэзии. Отец кинорежиссёра Андрея Тарковского. Посмертно награждён Государственной премией СССР (1989).

Заказать книги в ЧОУНБ

Арсений Тарковский родился 25 июня 1907 г. в Елисаветграде, ныне город Кропивницкий, (Украина). Отец за участие в народовольческом движении отбыл пятилетнюю ссылку в Якутии, а затем, став служащим Елисаветградского Общественного банка, работал внештатным корреспондентом местных газет. Мать работала учительницей.

К поэзии поэт приобщился с ранних лет, посещая с отцом гастрольные вечера Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Северянина.

Окончив в 1924 г. трудовую школу-семилетку, через год поступил на Высшие литературные государственные курсы при Союзе поэтов в Москве, которые окончил в 1929 г. В конце 1920-х – начале 1930-х сотрудничал с газетой «Гудок» и журналом «Прожектор» как автор стихотворных фельетонов и судебных очерков, создал для радио агитпоэму «Стекло».

С 1933 г. при содействии Г. А. Шенгели начинает переводческую деятельность, с 1934 г. выпускает книги переводов.

В 1936 г. А. Тарковский познакомился с А. А. Бохоновой, женой критика и литературоведа В. Тренина, соратника Маяковского и Давида Бурлюка. Летом 1937 г. поэт окончательно оставил семью, к тому времени у него было двое детей (Андрей (1932–1986) и Марина (1934)) и соединил свою жизнь с А. Бохоновой. Осенью 1940 г. знакомится с М. Цветаевой, которой посвятил стихотворный цикл («Памяти Марины Цветаевой», 1941–1963 гг.).
В 1941 г., признанный негодным к воинской службе, уезжает вместе с семьей в Чистополь, откуда неоднократно обращается в Москву с просьбой об отправке в действующую армию. С декабря 1941 г. – корреспондент газеты «Боевая тревога», участвует в действиях Московского, Брянского и 1-го Балтийского фронтов. В 1943 г. получает звание гвардии капитана, после тяжелого ранения переносит ампутацию ноги. В 1945 г. подготовил книгу «Стихотворения разных лет», матрицы которой после постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946) были уничтожены.

По окончании войны активно занимается переводческой работой, преимущественно с восточных языков. Удостаивается Государственных премий Каракалпакской АССР и Туркменской ССР.
В конце 1950 г. А. А. Тарковский расторг брак с А. А. Бохоновой и 26 января 1951 г. официально женился на Т. А. Озерской, которая была его секретарем.

Судьба Тарковского-поэта сложилась уникально. Первые стихи он опубликовал в 1926 г. в студенческом сборнике, но как оригинальный поэт предстал перед читателями лишь в 1962 г. Его книги «Перед снегом» (1962) и «Земле – земное» (1966) стали литературным событием, а вошедшие туда стихи четырех предшествующих десятилетий – явлением современности. Как новаторский был воспринят и сборник «Вестник» (1969), вобравший лирику предыдущих книг и дополненный более ранними и более поздними стихами. В дальнейшем только сборник «Зимний день» (1989) добавит новые произведения в творческое наследие А. Тарковского, а вышедшие при его жизни «Волшебные горы» (Тбилиси, 1978), «От юности до старости» (1987), «Быть самим собой» (1987) и другие окажутся лишь книгами избранного. Говорить об эволюции Тарковского-поэта трудно и вряд ли целесообразно, и подходить к его поэтическому миру следует как к целостной системе, выделяется разве что «поселковая повесть» «Чудо со щеглом» (из книги «Зимний день») и «Домика в Коломне», где «что-то есть даже в духе Козьмы Пруткова» (Литературная газета. 1985. 13 авг.).

В лирике же поэтическая тематика Тарковского весьма устойчива, это стихи о времени и бессмертии («Только грядущее», «Жизнь, жизнь», «Зуммер»), об истории и мировой культуре («Анжело Секки», «Пауль Клее», «Феофан Грек», «Григорий Сковорода» и «Петровские казни», «Конный рейд», «Юродивый в 1918»), это космические мотивы («Телец, Орион, Большой Пес», «Посередине мира») и в их контексте стихи о войне («Песня под пулями», «Иванова ива»), это стихи о природе («Деревья», «Степная дудка», «Я учился траве, открывая тетрадь»), об искусстве («Слово», «Словарь», «Рифма»). Все эти темы переходят одна в другую и в конечном счете обретают равноправие в общей картине мира, где важнейшими поэтическими категориями оказываются «память» и «судьба».

Описания Тарковского, как правило, подвижны, угол зрения постоянно меняется, даже в неторопливых стихах антологического характера.
Поэзия А. А. Тарковского занимает в русской поэзии своеобразное место, ориентируясь не на «школы», а на высокие образцы М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, поэт сумел донести до нас в условиях жесткого эстетического диктата традиции Серебряного века в целом, придав им неповторимое индивидуальное преломление.

Весной 1982 г. уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия» А. А. Тарковский, 10 июля 1984 г. на пресс-конференции в Милане сын поэта заявил о своем невозвращении в Советский Союз. Это решение сына А. Тарковский принял, уважая его гражданскую позицию. Арсений Александрович тяжело переживал разлуку с сыном, смерть сына 29 декабря 1986 г. явилась для него неожиданным и страшным ударом. Болезнь Арсения Александровича стала стремительно прогрессировать.

Усилиями Секретариата Союза кинематографистов СССР имя Андрея Тарковского начало возвращаться на родину, это сняло опалу и с отца.

Последние годы жизни Арсений Тарковский провёл в Доме ветеранов кино. К ноябрю 1988 г. его состояние настолько ухудшилось, что он был направлен на лечение в Центральную клиническую больницу. В начале ноября того же года А. Тарковский был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Вышедшая в апреле 1989 г. книга «Звёзды над Арагацем» была последним прижизненным изданием поэта.

Арсений Александрович скончался в больнице 27 мая 1989 г., был похоронен на кладбище в Переделкине, через несколько месяцев был посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Стихотворения

Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скреплённых их собственным светом, загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума,
В слове п р а в д а мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.

Жили-были, воду пили
И пекли крапивный хлеб.

На белом свете чуда нет,
Есть только ожиданье чуда.

И все, чем смерть жива
И жизнь сложна, приобретает новый,
Прозрачный, очевидный, как стекло,
Внезапный смысл.

Заказать книги в ЧОУНБ

Материал подготовила Наталья Андросенко,
библиотекарь ОЭР

Наверх