Алесь Адамович «Война под крышами»

 Литературный календарь – 2020: читаем книги

                                               Книга-юбиляр – 60 лет

…– Куда это вы, дедушка?
Полнясь жалостью ко внукам, страхом за них, с тоской думая о неуютном морозном лесе, старик проговорил в отчаянии:
– Ды гэта ж мы, Владичек, у партизаны идем…
Алесь Адамович

Мы вышли на партизанскую дорогу не из легенды. Мы вышли из жизни, из родного народа. Из его глубочайших глубин.
Юрий Збанацкий, писатель, Герой Советского Союза

Литературный календарь ЧОУНБ, Алесь Адамович «Война под крышами»

Огромный размах партизанского движения в сожженной, залитой кровью Белоруссии, где каждый четвертый житель погиб во время войны, привлек внимание многих писателей; некоторые из них были его участниками.

Алесь Адамович – писатель преимущественно партизанской темы. Он писал о фашизме и нравственных истоках народного сопротивления оккупантам, широко используя в произведениях автобиографический и документальный материал.

Заказать в ЧОУНБ
Читать онлайн в библиотеке ЛитРес*

Дилогия «Партизаны» включает романы «Война под крышами» (1960) и «Сыновья уходят в бой» (1963). В ней прослеживается преодоление приукрашенного, сглаженного облика партизанской действительности. Писать не так «как должно было быть», а так, «как оно было». Это стало главным девизом творчества Адамовича. По словам прозаика, свои ранние произведения он «не столько писал, сколько записывал. Что помнил, что врезалось в душу, записал и назвал это романом, дилогией».

Роман «Война под крышами» впервые опубликован в 1960 г. в журнале «Дружба народов», в том же году в Минске вышла книга. Произведение, посвященное героям Великой Отечественной войны, в котором во многом отразился личный опыт автора – это пронзительная боль о войне, о самопожертвовании, вере в победу, материнской любви и любви к Родине. Роман автобиографичен. Прототипом главной героини Анны Михайловны Корзун, по признанию самого писателя, была его мать Анна Митрофановна, которую он по-настоящему узнал только во время войны. «У войны не женское лицо. Но ничто на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших матерей», – эти слова Алеся Адамовича стоят эпиграфом к роману и в полной мере описывают женщину на войне. Создавая литературный образ одной из главных героинь дилогии – Алесь Адамович опирался на жизненный опыт своей матери. Позже он отметил: «Если мне что и удалось в романе “Война под крышами”, то это потому, что прежде эту книгу мать написала собственной жизнью». В дилогии создан образ матери-партизанки, в признаниях которой сливались нежность и сострадание, боль и мужество, а монолог героини выделяется из общего текста. «Самое тяжелое на войне – вот это: мать и дети», – говорил один из персонажей дилогии.

Отец писателя ушел на фронт. Мать, работая в аптеке, устанавливала связь с партизанами, в 1943 г. вместе с сыновьями ушла к ним в лес. 15-летний подросток Алесь наравне со взрослыми ходил на задания, участвовал в боевых операциях. В конце 1943 г. отряд, в котором он находился, участвует в тяжелом бою с фронтовым немецким соединением. Из отряда немногим удалось остаться в живых, дойти до своих.
Герой романа Толя Корзун, сын Анны Михайловны, 15-летний паренек из поселка Лесная Селиба, вместе с матерью и старшим братом уходит в партизаны. Автор пишет о жизни и борьбе партизан, показывая величие их подвига. В отряде Толя избавляется от романтических, стереотипных представлений о партизанах, от упрощенного подхода к жизни, учится распознавать подлинную внутреннюю сущность людей, становится настоящим бойцом. Первоначально для него все «партизаны – люди особенные, бесстрашные и справедливо беспощадные». Партизанская жизнь в романе раскрывается через восприятие Толи, который идет в партизаны, как в романтическую легенду. Автор передает сложность партизанского быта и остроту борьбы на оккупированной белорусской земле. Герой романа движется к постижению сложности характеров, мотивов поведения, неоднозначности самого времени. В статье «От жизни к книге» писатель признавался, что в дилогии он «почти стенографически пытался восстановить свою память о чувствах и мыслях подростка, юноши, которого убивают и который убивает».

Литературный календарь ЧОУНБ, Алесь Адамович «Война под крышами»Поселок Глуша, где вырос А. Адамович, откуда ушел в партизаны, был приговорен гитлеровцами к уничтожению. Так было по всей Белоруссии. Эсесовские цепи, облава на жителей под предлогом проверки документов, дорога на Голгофу, т. е. в крытый соломой сарай. И в этой обезумевшей толпе мать писателя. Что-то не сработало в педантичном немецком плане в самый последний момент. Но то, что сорвалось в Глуше, было доведено до конца в сотнях других селений. Дилогия «Партизаны» полнится отголосками таких фактов, зловещими рассказами о них. Писатель-фронтовик Виктор Астафьев как-то заметил, что «белорусы создали самую талантливую и волнующую литературу о войне и что на это есть объективные причины: никто более белорусов не настрадался в той самой ужасной в истории человечества войне».

Произведения Алеся Адамовича, Лауреата Государственной премии БССР им. Я. Коласа переведены более чем на двадцать языков мира. А. Адамович активно участвовал в экранизации своих произведений. Он – автор сценария к фильму «Война под крышами» (1967) по одноименному роману. В 1969 г. вышел фильм «Сыновья уходят в бой». Владимир Высоцкий написал свой цикл военных песен к фильмам, снятым кинорежиссером Виктором Туровым по сюжету дилогии.

Цитаты

И тут начинаешь понимать, как мало приспособлено для ночевки болото, и делаешь открытие, что и в войну нельзя не замечать комаров. Можно подумать, что сам теплый болотный воздух рождает комариные тучи. Будто сетка над головой висит, живая, озвученная. Вот от сетки отрывается вкрадчивый ноющий писк. Точно на паутинке, висит злодей на этом тоненьком писке, то подтягивается вверх, то опускается. Писк все нежнее, все настойчивее. Обрывается – и сразу обжигает руку, или лоб, или затылок. Бьешь по собственному затылку, комариную сетку словно ветром относит. Но лишь на миг. Снова опускается она, и опять вкрадчивый и зудящий писк, от которого кожа покрывается пупырышками, как от холода. Фу-ты, мерзость!..

Домой тянуло все сильней. Совсем по-детски ему хотелось увидеть маму! Нет, не увидеть. Когда восходит солнце, человек встречает его не одними глазами, он всего себя подставляет солнцу. Увидеть маму – это почувствовать ее взгляд на себе, теплоту ее глаз. Толя любил представлять тот миг, когда оставшиеся до летних каникул месяцы, дни, часы будут уже в прошлом. Он пройдет через двор, вступит в сени, возьмется на ощупь за косо поставленную скобку, от которой еще не отвыкла рука

– Попробуй кто донеси: у тебя тоже были. А не были, значит, ты и есть самый подозрительный.
– Смекалка. Партизаны.
Так услышал Толя слово, пришедшее на смену «окруженцам», «примакам», «Толикам», слово, которое давно носилось в воздухе, – партизаны!

Против партизан двинулись карательные батальоны: обозы с артиллерией и минометами, легкие танки. Немалая армия шла против партизан, но не ощущалось, чтобы впереди ее бежал вестник силы – страх. По обочинам асфальтки движутся каратели, а за лесом буднично постреливают одиночки-партизаны. Эти постоянные выстрелы и автоматные очереди стали привычными для жителей поселка: ими как бы пунктирно и все более настойчиво очерчивается граница, где немецкая власть кончается. Границу эту немцы и полицаи переходить малыми силами уже не решаются.

Многие семьи стали больше, чем до войны. Люди гибли, но и крыш становилось меньше.
Мама, казалось, вся ушла в заботы о том, как прокормить восемь человек. Сразу увидели, какое это богатство для семьи – корова. В лесу теперь столько пастухов, сколько в поселке коров, каждый за своей ходит

Отзывы читателей

…это одна из самых правдивых и искренних книг о войне… описывается как война пришла под крыши простых мирных жителей. Все описано настолько натурально и психологически точно – что просто представляешь это зрительно. Очень нравится, как показана жизнь белоруской вёски и образ матери – благодаря таким женщинам мы победили в той войне...

Natallia Adamovich

Книга рассказывает о первых днях Великой Отечественной Войны. О быте простых людей на оккупированных врагом территориях. О том, как изменилась их жизнь ДО и ПОСЛЕ прихода фашистов. О том, как вчерашние соседи перебегали на сторону фашистов, в надежде на лучшую жизнь и о том, как другие не убивали в себе Человека и оставались верны своим принципам, семье, Родине. Этим другим Людям было очень тяжело. У них была семья, им было что терять, но, несмотря на это, они рисковали собой, родными, но вели свою борьбу, борьбу народных мстителей – партизан. …В книге партизаны показаны как есть, без приукрашивания. Обычные люди, каждый со своим характером… Показаны эмоции живых людей – страх, ненависть, зависть…

88sosed

Заказать в ЧОУНБ
Читать и слушать онлайн в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Источники:

83.3Р6я1
Р 893
К-526257-БО
Адамович Алесь / В. С. Федоров // Русские писатели, XX век : биобиблиографический словарь : в 2 частях / редколлегия: Н. А. Грознова и др. ; под редакцией Н. Н. Скатова. – Москва : Просвещение, 1998. – Ч. 1: А–Л. – С. 14–17.

К-335245-КХ
К-335246-КХ
К-339444-КХ
Хатынская память : послесловие / Л. Теракопян // Хатынская повесть. Каратели : повесть / А. Адамович. – Москва : Известия, 1983. – С. 427– 446. – (Библиотека «Дружбы народов»).

83.3(2)
С 561
Д-262890-БО
Адамович Алесь: додумывать до конца // Советские писатели : автобиографии : в 5 томах / составитель С. П. Колов. – Москва : Гослитиздат, 1988. – Т. 5. – С.12–27 : портр.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх