Сергей Островой

 Литературный календарь – 2020: читаем книги

«...ни с чем несравнимое счастье, когда стихи начинают звучать песней»
Сергей Островой
Его стихам присуща эмоциональность и музыкальность, они полны лирики и теплой задушевной интонации…
Лев Баскин

Литературный календарь ЧОУНБ, Сергей Островой

Сергей Григорьевич Островой – русский советский поэт, поэт-песенник

Заказать книги в ЧОУНБ

Сергей Григорьевич Островой родился 6 сентября 1911 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье домохозяйки и скупщика пушнины, ставшего впоследствии собственником небольшой лавки. Родители будущего литератора были полуграмотными и очень критично воспринимали увлечение Сергея чтением. В школьном возрасте Сергей активно работал в школьной газете – писал стихи и фельетоны.

В 1929 г. после окончания девяти классов переехал в Томск и начал работать репортером газеты «Красное знамя». В 1931 г. приехал в Москву, где работал литературным консультантом в журнале «30 дней», а в 1934 г. уже являлся разъездным корреспондентом всесоюзной газеты «Гудок». В этом качестве автор объездил практически половину страны, много писал о людях разных профессий, с которыми ему довелось повстречаться.

Первый очерк Сергея появился в 1931 г. в газете «За коммунистическое просвещение». Стихи начал регулярно публиковать в 1934 г. (газеты «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда»).

Уже в 1935 г. вышел сборник стихов-песен Острового «На страже границ», а в 1937 г. изданы «Стихи».
В июле 1941 г. C. Островой ушел добровольцем в народное ополчение, служил в редакции армейской газеты 31-й армии «На врага» и в должности начальника дивизионного клуба. Дивизии армии вели оборонительные бои на Ржевском и Калининском направлениях. Майор Островой входил с передовыми частями в освобожденные Калинин, Старицу, Зубцов и десятки деревень Калининской области. Устами рядового бойца Григория Санникова в стихах «Думы-заботы Ивана Субботы» поэт говорит:

«Кто восславит нашу доблесть?
Не щадя солдатских сил,
Всю Калининскую область
Я ногами изучил».

В январе 1942 г. в армейской газете была опубликована его заметка «Не бывать» о партизане из Зубцова Павле Волосатове. Летом 1942 г. Островой был ранен под Старицей и лечился в Чукавинском госпитале (Старицкий район).

В послевоенные годы Сергей Островой был частым гостем калининской земли. После одного из посещений пушкинских мест (Берново, Малинники) он написал стихотворение «Старица» : «Воздух шпилями распорот,/ В каждой впадине – века.../ Если Старица не город,/ То и Волга не река./ Город был железом пытан,/ Мечен был лихим врагом,/ И батыевым копытом,/ И фашистским сапогом».
В военный период поэт писал стихи и газетные статьи, в 1944 г. выпустил книгу военной лирики. Он воевал не только своими книгами, газетными заметками, стихами, но и обычным солдатским оружием: гранатой, противотанковой бутылкой, винтовкой.

Одной из лучших песен военной лирики считается «Жди солдата» о чувствах рядового бойца, мечтающего вернуться домой. Популярным патриотическим творением стала глубокая и проникновенная композиция «Дрозды», созданная в соавторстве с Владимиром Яковлевичем Шаинским.

Сергей Островой – автор стихов преимущественно гражданского, публицистического плана. Им выпущено более 30 книг, самые значительные из которых – «Я сегодня думал о вас» (1964), «Я иду по земле» (1973), «Избранные произведения в двух томах» (1978). В 1985–987 гг. издано трехтомное Собрание сочинений поэта. За сборник «Годы» (1984) поэт удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького.

Наибольшую славу приобрел как поэт-песенник. На его стихи написаны такие песни, как «В путь-дорожку дальнюю», «У деревни Крюково погибает взвод…», «Есть на Волге город», «Жди солдата», «Зима (Потолок ледяной…)», «Песня остается с человеком», «Солдатка» и др. Вплоть до последних лет жизни публиковал новые стихи в различных изданиях, в том числе в «Литературной газете».
Песню на стихи «Зима», прозвучавшую в исполнении Эдуарда Хиля в 1960 г. на «Новогоднем Огоньке», положил на музыку без ведома автора Эдуард Ханок и не ошибся. Повторилась композиция в кинофильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и тесно вошла в народные массы. «Потолок ледяной, дверь скрипучая…» – напевал практически каждый.
Советским хитом стала знаменитая «Песня остается с человеком», впервые исполненная Иосифом Кобзоном. Позже была взята в качестве финальной композиции престижного музыкального фестиваля «Песня года».

У песен Острового самый широкий жанровый диапазон – тут и шутливые, и лирические о любви, о русской природе и много песен, посвященных солдату, защите Отечества. Его стихам присуща эмоциональность и музыкальность, они полны лирики и теплой задушевности интонации. Они явились тем творческим феноменом, который лежал в основе многих и многих любимых народом песен. Неустанное творческое горение, тесный контакт с носителями фольклорных традиций, вдохновенное служение пером высоким идеалам гуманизма принесли поэту широкое и заслуженное признание. За свою творческую жизнь Островой выпустил с полсотни книжек – это стихи, поэмы, проза, и даже сказки. Самыми значительными из них являются «Я сегодня думал о вас», «Мать», «Я иду по земле», «Стихи», «Я в России рожден». Автобиографичной является поэма «Цыгане» (в детские годы С. Островой попал в цыганский лагерь), к ее написанию автор шел всю жизнь.

Вплоть до последних лет публиковал новые стихи в различных изданиях.

Народный поэт Сергей Островой дружил и работал с такими композиторами, как Арам Хачатурян, Вано Мурадели, Борис Мокроусов, Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Матвей Блантер, пачками получал письма от неизвестных композиторов, положивших на собственную музыку рифмованные строки автора.

Островой – многократный лауреат песенных конкурсов и фестивалей, автор более 25 поэтических сборников.

Творчество поэта было отмечено многими правительственными наградами, среди которых боевые медали, ордена Отечественной войны I и II степени, медаль «За боевые заслуги», орден Дружбы народов, «Знак Почета».

Умер Сергей Григорьевич Островой на 95 году жизни 3 декабря 2005 г., похоронен в колумбарии Донского кладбища.

Стихотворения

Любовь меня великому учила

Любовь меня великому учила.
Прошла со мной почти весь белый свет.
По морю шла – и ног не замочила.
Шла по огню – не очернела. Нет.

Она была то радостью, то болью.
То маленькой бывала. То большой.
То раны мне солила ржавой солью.
То все прощала с легкою душой.
Любовь... любовь... А что это такое –
Любовь? Но только правду мне ответь:
Чего в ней больше слез или покоя?
И что с ней делать плакать или петь?

* * *
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добра не занимать,
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей.
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
* * *
Из всех примеров самовыраженья
Предпочитаю искренность движенья.
Движенье сердца. И движенье мысли.
Все движется на свете. Вверх ли, вниз ли.
Все движется. От самого рожденья.
К добру. И к злу. И в этом суть движенья...
И суть поступков. Вольных и невольных.
И сто дорог прямых. И сто окольных.
Вот почему у самовыраженья
Такие разноликие спряженья.

***
Может песней и хлебом с тобой поделиться.
Добрым гостем придешь – от души угостит.
Спрячешь камень за пазухой – горе случится.

Посмотри ей в глаза. Не предаст. Не солжет.
Кто слабее ее – никогда не обидит.
И всегда она слово свое сбережет.
И за черною тучею солнце увидит.

Берегите ее! До цветка лепестка.
От незваного гостя. От мора. От сглаза.
Пусть ее не коснется лихая рука,
Двоедушная песня и лживая фраза.

Я в России рожден! И куда не пойди,
Где б мои не лежали дороги земные,
Все, что в сердце ношу, что вместилось в груди,
Я зову необъятнейшим словом: Россия!

Женщине
Не верю в то, что звезды угасают.
Что все мелеет. Даже души рек.
…Есть женщины, которых не бросают.
Ни нынче. Ни вчера. Ни через век.
За что их любят? Звонко. Без оглядки.
За свет в душе? За ум? За красоту?
Их любят так, что не играют в прятки,
А все им отдают начистоту.
До лучика. До вздоха. До кровинки.
До той, последней грани. До глотка.
И две души, две разных половинки
Уже едины как бы на века.
«Люблю – двужильных… не люблю – двудонных…
Двуличных – не люблю… и – двухэтажных…
Я больше все за тех – за непреклонных…
Я больше все за тех – за непродажных…
Они бывают – истинно прямыми…»

« И ясно в мире или гроза,
Друга встретил, врага ли,
Нам, ведь, затем и даны глаза,
Чтоб мы никогда не лгали».

«Из всех примеров самовыраженья
Предпочитаю искренность движенья
Движенье сердца. И движенье мысли».

«Я в России рожден!
Я люблю ее так,
Что словами всего не расскажешь, конечно.
Если друг – так уж друг.
Если враг – так уж враг.
Ну, а если любовь – так уж это навечно».

Источники:

Островой Сергей Григорьевич // Новая Россия: мир литературы : энциклопедический : словарь-справочник : в 2 томах / Сергей Чупринин . – Москва : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – Т. 2. : М–Я. – 2003. – С. 175.

Островой Сергей Григорьевич // Русские писатели. Поэты (советский период) : биобиблиографический указатель. – Санкт-Петербург, 1994. – Т. 17. : П. Орешин–Е. Панфилов. – С. 140–198.

Сергей Островой – о поэте. – Текст электронный // Livelib : [сайт]. – URL: https://www.livelib.ru/author/436186-sergej-ostrovoj (дата обращения 03.09.2020).

Сергей Григорьевич Островой. – Текст электронный // Люди : [сайт]. – URL: http://www.peoples.ru/art/music/poet/ostrovoy/interview.html (дата обращения 04.09.2020).

Заказать книги в ЧОУНБ

Материал подготовила Наталья Харитонова,
ведущий библиотекарь ИБО ЧОУНБ

Наверх