Национальная безопасность науки

 Люблю науку и знаю, как много она может сделать для счастья людей. Именно поэтому я хочу, чтобы как можно скорее перестали говорить: «наука нас ведет к гибели от атомной и водородной бомбы», я хочу, чтоб, наконец, мы смогли работать спокойно, ничего не опасаясь, и вновь с радостью приносить миру ценнейшие дары науки.

Наука – основной элемент, объединяющий мысли людей, рассеянных по земному шару, и это – одно из высоких ее назначений. На мой взгляд, нет такой человеческой деятельности, где согласие между людьми было бы настолько очевидно.
Фредерик Жолио-Кюри

В современном обществе наука – существенный фактор повышения качества жизни, развития образования, здравоохранения, культуры, источник технологического обновления и экономического роста. Наука является основой для создания и поддержания глобальной конкурентоспособности национальной экономики, платформой для построения национальной инновационной системы, базой для формирования эффективной социально-экономической и научно-технологической политики. Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности.

Основная системная проблема развития научно-технической, инновационной и образовательной сфер заключается в том, что темпы их развития и структура не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны экономики на передовые технологии и квалифицированные кадры. По абсолютным масштабам кадрового потенциала сферы науки и технологий Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, Японии и США. Однако по относительному показателю численности персонала, выполнявшего научные исследования и разработки, в расчете на 10 000 занятых в экономике, Россия входит лишь во вторую десятку. Численность исследователей на 10 000 занятых в экономике России составляет 66 человек, что ниже среднего значения по странам – членам ОЭСР (76 чел.), но несколько выше, чем в среднем по странам – членам ЕС (64 чел.). Наиболее острой проблемой в российской науке остается старение научных кадров. В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов наук – 62 года. Менее трети (31,8 %) российских исследователей относятся к возрастной группе до 40 лет, половина из которых моложе 30 лет; каждый второй исследователь – старше 50 лет, а каждый четвертый – старше 60 лет. Поэтому, по мнению исследователей, необходимо обеспечение работы научных организаций на современном оборудовании с соответствующей информационной поддержкой; выделение дополнительных ставок для приема молодежи; формирование и закрепление привлекательного статуса научного работника, создание перспектив для научного и административного роста молодых ученых.

Приоритетные направления и перечень критических технологий взаимосвязаны с приоритетами модернизации национальной экономики, определенных Президентом Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика, перспективные виды вооружений, военной и специальной техники, безопасность и противодействие терроризму. Так, реализация приоритетного направления «Индустрия наносистем» позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоемкостью и весом конструкции, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальной безопасности, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки. А реализация направления «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» позволит повысить экономический и оборонный потенциал страны за счет обеспечения устойчивого энергоснабжения объектов, повышения энергоэффективности, снижения энергопотерь при транспортировке, снижения загрязнения окружающей среды. Имеется целый спектр уникальных разработок по таким критическим технологиям, как нанотехнологии и наноматериалы; клеточные технологии; технологии биоинженерии; геномные технологии создания лекарственных средств; технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов; базовые промышленные технологии и др.

Российская научно-инновационная сфера продолжает воспроизводить исследовательский продукт мирового уровня. Подавляющее большинство технологических нововведений, так или иначе, содержат результаты фундаментальных исследований. Исходя из наличия в России огромных мощностей в области машиностроения и металлообработки (включая предприятия ВПК), сырьевой базы и высококвалифицированных кадров (особенно в сфере науки и образования), а также учитывая геополитические интересы России, можно сформулировать ряд национальных приоритетов России в области макротехнологий. Россия на период до 2025 г. ставит задачу приоритетного развития по 12–16 макротехнологиям. Причем до 2015 г. основными макротехнологиями могли бы быть 6–7 из них, по которым наш суммарный уровень знаний сегодня приближается к мировому, если не превосходит его (авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение). Если указанные макротехнологии удастся сделать конкурентными, то Россия на рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3 % до 10–12 % занимаемой на нем доли, что только за счет экспорта дало бы до 140–180 млрд долларов в год. Ключевыми факторами успеха здесь будут конкурентные качество, цена, соответствующее сервисное обеспечение продукта и услуг. Реализация такого рода политики обеспечит не только социальный спрос на науку, образование и создание новых технологий, но и национальную безопасность в этой сфере.

В аспекте научной деятельности ведущая роль государственных академий наук представляется неоспоримой. В последние годы размывается грань между фундаментальной и прикладной наукой. Результаты фундаментальной науки быстро внедряются в промышленность и социальную сферу. Сокращается время реализации результатов фундаментальных исследований – от открытий новых явлений до разработки и внедрения технологий на их основе. По оценкам специалистов, уже примерно 10 % новой коммерческой продукции и технологий опираются на самые последние результаты фундаментальных исследований.

В последние годы накоплен опыт создания учебных заведений (подразделений ведущих университетов) на базе научных организаций Российской академии наук. Были созданы: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Пущинский государственный университет, Московская школа экономики (МШЭ – факультет МГУ) и др. Особое место в этом ряду занимает Академический физико-технологический университет, учрежденный РАН и входящий в состав Санкт-Петербургского научного центра РАН. Его основными задачами являются реализация образовательных программ высшего и профессионального образования, проведение фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ. Одновременно набирает силу и вузовский исследовательский сегмент, который займет адекватную нишу на фронте научного поиска, в частности, на направлениях, требующих высокой степени гибкости, интенсивного привлечения молодых кадров, обкатки новых научных концепций и т. п. Прикладные исследования и разработки стратегического значения проводятся главным образом в национальных исследовательских центрах. Создание своеобразного инновационного пояса вокруг фундаментальной науки позволит наладить системные взаимодействия не только в области трансформации научных идей в передовые технологии, но и обеспечить воспроизводство ресурсной базы НИС – кадровой, материально-технической, финансовой.

В целом для решения проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, необходимо осуществление взвешенной государственной политики, которая включает финансовое и ресурсное обеспечение науки (прежде всего фундаментальной), образования и создания новых технологий; создание целостной системы управления научно-инновационным циклом, сопряженной с механизмами бюджетного финансирования и косвенного стимулирования; формирование инновационного спроса на отечественные результаты исследований и разработок; использование научной экспертизы при разработке и реализации государственных программ и проектов; всемерную поддержку престижа науки и образования, их положения в обществе как основ мировоззрения и познания; формирование механизмов эффективного взаимодействия науки и образования.

Реализация этого позволит обеспечить национальную безопасность в сфере науки, технологий и образования, создать надежные барьеры на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих переходу России к новому технологическому укладу.

Пути решения задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе: формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов; создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства; реализации программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности; обеспечение участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.

По мнению ученых, назрела острая необходимость выработки мер по своевременному предотвращению угроз и выявлению связанных с ними рисков, в чем значимую роль призваны сыграть развитие национальной инновационной системы (НИС) и усиление внимания государства к фундаментальной науке.

Источники:

М-548542 – КХ
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. – Москва : Проспект: Кодекс, 2018. – 30, [2] с.

67.9
Л 985
М-545761– КФ
М-545762– КФ
М-545763– КФ
Ляхов, Е. Г. Безопасность государства и Мирового сообщества : теоретико-правовая формула обеспечения в XXI веке : монография (с элементами учебного пособия) / Е. Г. Ляхов, Д. Е. Ляхов, А. А. Алимов. – Челябинск : Цицеро, 2015. – 301 с. – Библиогр.: с. 287–299 (161 назв.) и в подстроч. примеч.

Д-286783–КХ
Подберезкин, А. И. Политика стратегического сдерживания России в XXI веке : монография / А. И. Подберезкин. – Москва : Междунар. отношения, 2019. – 807 с., ил., диагр., табл. – Библиогр. в конце глав и в подстроч. примеч.

67.400
П 305
К–611200–КФ
К-611201–КФ
К-611202–КФ
Петров, А. В. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование : монография / А. В. Петров, А. А. Куковский. – Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2016. – 207, [1] с., портр., табл. – Библиогр.: с. 161–179 и в подстроч. примеч.

Материал подготовила Наталья Харитонова,
ведущий библиотекарь ИБО

Наверх