1. Главная
  2. Читателям
  3. Книги & чтение
  4. Литературный календарь 2021 «Научно – это нескучно!»
  5. Апрель
  6. Александр Невский – воин-победитель: к 800-летию со дня рождения

Александр Невский – воин-победитель: к 800-летию со дня рождения

 Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского.
Сергей Соловьев

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром.
Георгий Вернадский

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр Невский

Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней.

Заказть книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Александр Невский родился в 1221 г. в городе Переяславле-Залесском и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Ключевым моментом как в жизни Александра, так и в истории Руси стала знаменитая битва на реке Неве, которая произошла 15 июля 1240 г. В этот день были разгромлены шведские войска, которые превосходили силы русичей. За эту победу князь и получил имя Невский.

Через два года князь одержал еще одну победу в сражении на Чудском озере. Произошло это в апреле 1242 г., а противником выступил достаточно серьезный враг на то время – рыцари Ливонского ордена. Битва носит название «Ледовое побоище», а фраза «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» стала такой же знаменитой, как и сам победитель. Результатом стал мирный договор, который запросили в Новгороде сами немцы. Орден отказался от всех претензий на русские земли, вернул пленных.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 г.) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища – 22 года.

Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.
В тяжелый период истории нашей страны, когда огромные территории были разорены войском хана Батыя, Александр Ярославич возглавил русские войска и отстоял северо-западные территории Руси от захвата шведами и немцами.

Князь Александр спас и многих русских от участия в войнах Золотой Орды с другими странами. Так, в 1262 г. хан Берке решился на военные действия против монгольского правителя Ирана Хулагу. Берке стал собирать большое войско и потребовал дать ему еще и русские дружины. Александр отправился в Орду решать вопрос так, чтобы не дать участвовать русским людям в этой войне. Это ему удалось: в летописных источниках нет упоминания участия русских дружин в битве против хана Хулагу.

Для Руси время было нелегкое: враги шли и с запада, и с востока. Решения принимать было сложно. Но Александр смог не только сохранить династию Рюриковичей, но и целостность Руси. Князь своими ратными подвигами сумел предотвратить вторжение с запада. Заключение мира с Золотой Ордой дало возможность прекратить набеги монгол, а также отменить «дань кровью». Все это позволило, впоследствии, возродить русское могущество и в 1380 г. дать решительный отпор Золотой Орде.

Но не только своими боевыми подвигами знаменит князь. Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 г. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар – но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола.

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого – все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Литературный календарь ЧОУНБ, Александр НевскийВ этом ответе князя был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом (а именно это было непременным условием предлагавшегося союза).

Принятие унии – даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении – на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче (где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века) наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь – путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью – пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, – так и для самой Руси.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 г.

Архиепископ Аверкий (Таушев) сказал: «Святой благоверный великий князь Александр Невский – подлинное воплощение русской православно-христианской государственности. Это – светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народного вождя-правителя, мужественно-обнажающего свой меч в защиту поругаемой веры».

Заказть книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книг в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ.

Подготовила по материалам интернета Лариса Соколова,
гл. библиотекарь ОЛИ

Наверх