Николай Некрасов «Коробейники»

           Книга-юбиляр – 160 лет

Одной этой поэмы было бы достаточно для того, чтобы убедить каждого, насколько Некрасов поэт почвы, поэт народный, то есть насколько поэзия его органически связана с жизнью.
Аполлон Григорьев

Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Николай Некрасов

Литературный календарь ЧОУНБ, Николай Некрасов «Коробейники»

Крестьянская реформа и отмена крепостного права своеобразно сказались на судьбе Николая Алексеевича Некрасова. Первое пореформенное лето 1861 г. поэт провел в Грешневе, в кругу своих приятелей, костромских и ярославских крестьян. В мае 1861 г. он поехал в родные места. В этой поездке Некрасов написал знаменитую поэму «Коробейники», в которой искал новые формы, адекватные для восприятия не только интеллигентного, но и народного читателя. По свидетельству сестры поэта А. А. Буткевич, Некрасов, вернувшись с одной из охот в конце лета 1861 г., очень стремительно, быстро, под влиянием каких-то непосредственных жизненных толчков, записал текст «Коробейников». Непродолжительность этого этапа работы подтверждается и характером рукописей: есть черновики, подготовительные материалы, есть датированный – 25 августа – беловой автограф, предварявший печатавшийся в изданиях произведений Некрасова текст. В поэме, расширив предполагаемый круг своих читателей, поэт обратился в своем посвящении к народу: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)». Напечатана поэма в журнале «Современник» № 10 в 1861 г., затем была введена в текст второго издания «Стихотворений».

Летом 1861 г. Некрасов обратился к издателю народной литературы (из крепостных) и торговцу И. А. Голышеву с предложением издавать книжки для народа объемом в один печатный лист и ценою в 3 копейки. Первой в серии «Красные книжки» к марту 1862 г. издана поэма «Коробейники» в количестве 1500 экземпляров. Автор за свой счет напечатал поэму и через деревенских мелких торговцев распространял ее в народе. Книжки безвозмездно переданы Голышеву. Поэт сопровождает посылку письмом: «Посылаю Вам 1500 экземпляров моих стихотворений, предназначающихся для народа. На обороте каждой книжечки выставлена цена – 3 копейки за экземпляр, – потому я желал бы, чтобы книжечки не продавались дороже: чтобы из 3-х копеек одна поступала в Вашу пользу и две в пользу офеней (продавцов) – таким образом, книжка и выйдет в три копейки, не дороже. После Пасхи я пришлю к Вам еще другие, о которых мы тогда и поговорим». Такого еще не было в русской литературе. Это особое издание, предпринятое Николаем Некрасовым в целях популяризации его произведений среди народа. Поэма окончательно укрепила авторитет в мире поэзии, который принесли ему «Крестьянские дети» и сборник «Стихотворения Н. Некрасова». Николай Алексеевич рассчитывал на продолжение серии, но она была запрещена цензурой на третьем выпуске издания, распространявшегося через книгонош.

Литературный календарь ЧОУНБОснову поэмы составили раздумья поэта и долгое время им накапливаемый материал, знание жизни. Изображение крестьянской жизни рисуется как бытие. Это идет от автора-интеллигента, автора – «заступника народного», что делает красные книжки значимыми для любых категорий читателей, книгами для всей Руси. Советский литературовед В. Е. Евгеньев-Максимов утверждал: «…чтобы стать поэтом для народа, необходимо было в еще большей степени проникнуться народным духом, необходимо было овладеть народным языком, в том числе и словесными сокровищами народного творчества, иными словами, создать такой поэтический стиль, который сделал бы его произведения доступными восприятию широких народных масс». Картин народного чтения, образов «бородатых читателей» в связанном с действиями офеней тексте «Коробейников» (после строф посвящения) нет. Поэма, написанная о народе и для народа, показывает народную жизнь в единстве праздника и труда, игры и преступления, любви и смерти.

Коробейниками на Руси называли странствующих торговцев, которые заполняли мелким товаром короб (большой ранец) и ходили с ним по городам и весям. Поэма представляет собой стилизацию в духе народных песен, наполненную разнообразными фольклорными элементами (поговорки, пословицы, описание примет и обычаев). «Коробейники» – поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши – старый Тихоныч и Ванька, молодой его помощник. Перед их любознательным взором проходят пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Все происходящее воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует то обстоятельство, что первая ее главка, в которой торжествует искусство некрасовского «многоголосия», вскоре стала народной песней. Созданы живые типы «умственных» крестьян, деревенских философов и политиков, заинтересованно обсуждающих деревенские порядки. В России, которую судят мужики «все переворотилось», старые устои разрушаются, новое в состоянии брожения и хаоса. Некрасов принципиально выбирает именно ходебщиков-коробейников, торговавших бижутерией и тканями, а не (владимирских) офеней потому, что, как правило, основным товаром последних были лубочные народные картинки, книжки и иконы. Казалось бы, Некрасов, думавший в начале 1861 г. о распространении книг через офеней, мог бы, наоборот, сделать убитых коробейников разносчиками книжечек, «лошадьми просвещения», но не сделал этого. Причину следует видеть в логике самого сюжета. Если бы коробейники были разносчиками книг, сюжет стал бы совсем иным и мог бы быть условно назван «жестокое убийство благородного офени – дядюшки Якова».

Литературный календарь ЧОУНБНекрасов в «Коробейниках» исследует саму жизнь, в которую в качестве слагаемого входит любовь Ивана и Катерины. Поэма начинается с песни о любви, о красоте. В ходе действия Иван торопится, желая вернуться домой к Покрову, к поре свадеб, чтобы сдержать данное Катерине «нерушимое обещаньице» и жениться на ней. Трогательно изображается тоска девушки по жениху. Строки об этом, как и описание любви молодых крестьян, заинтересовали первых читателей, современников автора. Песней выражает напряженность своих чувств Иван. «Песню голодного странника» в очень острой ситуации запевает старый Тихоныч. Эти песни раскрывают многомерность его души, творческое начало, способность и умение подняться над неизбежными мелочами быта. В ставших знаменитых первых строфах «Коробейников» (им суждено было обрести самостоятельную жизнь в виде песни «Коробушка») раскрыты лишь начальные фазы любви: Катерина и Иван жаждут ее продолжения в форме семьи. На сердце молодой крестьянки лежала «неотвязная дума» о том, не потеряется ли доверие, возникшее на тех свиданиях, когда союз сердец скрепляла природа («Знает только ночь глубокая, как поладили они»). «Не дворянка, не купчиха я», – говорит Катерина, представляя себя в будущей роли «работящей жены». Только что поманившее Катерину счастье оборвалось потому, что был убит голодным, несчастным ее суженый Иван, ушедший на заработки. Этнограф А. С. Пругавин, ведший наблюдение среди офеней в 1880-е гг., писал, что чистая прибыль ходебщиков, торгующих тканями и бижутерией, составляет 3 рубля в день. Трудно представить, что Ваня и Тихоныч за два месяца торговли в радиусе 100 км от Костромы, не продавая дорогостоящих икон и книг, могли заработать на двоих 1000 рублей. Скорее всего, указывая на эту деталь, Некрасов имеет в виду, что коробейники не были первыми жертвами охотника, который уже какое-то время промышлял разбоем. Н. А. Некрасов тонко работает с широко обсуждавшейся в тогдашней прессе негативной репутацией офеней и коробейников. Об их идеализации в поэме речь не идет. Жители деревень, где торгуют коробейники, однозначно воспринимают их как «мошейников» и «кутейников». Более того, в завязке поэмы вводится мотив греховности торгашества.

«Коробейники», с одной стороны, подготавливали почву для развертывания будущих, более сложно устроенных текстов о народе (поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»), с другой – зафиксировали тот максимальный потенциал фольклоризации, которого Некрасову, кажется, так и не удалось больше достичь (к 1890-м гг. зачин «Коробейников» стал народной песней). Вероятно, всем этим и можно объяснить успех первой красной книжки с «Коробейниками» у офеней, быстро раскупивших ее. «И в “Коробейниках”, и в “Морозе, Красном носе”, и в “Кому на Руси жить хорошо” – отмечал К. И. Чуковский, – Некрасов проявил такую власть над народными формами речи, народными ритмами, народной “фактурой стиха”, какой не было и быть не могло ни у одного из его современников». Внутренняя ориентированность на народного читателя стала здесь сильным жанрообразующим фактором. Еще до окончательного включения строк об адресованности миру народа произведение как целостность Некрасов хотел проверить, читая сам лично еще не напечатанный текст «Коробейников» крестьянину Кузьме Солнцеву, а может быть и другим мужикам. Читатель-крестьянин В. Тарасов сообщал В. Евгеньеву-Максимову: «Когда началось мое знакомство с Некрасовым – определенно не могу сказать; думаю, что началось с тех песен из поэмы “Коробейники”, что поют по святой беспредельной Руси».

Цитаты:

«Ой! Легка, легка коробушка,
Плеч не режет ремешок!
А всего взяла зазнобушка
Бирюзовый перстенек».
***
Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец,
Чу, идет! – пришла желанная,
Продает товар купец.
Катя бережно торгуется,
Все боится передать.
Парень с девицей целуется,
Просит цену набавлять.
***
Старый Тихоныч так божится
Из-за каждого гроша,
Что Ванюха только ежится:
«Пропади моя душа!
Чтоб тотчас же очи лопнули,
Чтобы с места мне не встать,
Провались!..»
***
Ой ты, зелие кабашное,
Да китайские чаи,
Да курение табашное!
Бродим сами не свои.
***
Опорожнится коробушка
На Покров домой приду
И тебя, душа-зазнобушка,
В божью церковь поведу!
***
Долго, долго все селение
Волновалось в этот день.
Где гроши какие медные
Были спрятаны в мотках,
Все достали бабы бедные
Ходят в новеньких платках.

Отзывы читателей

…И по песне казалось, что это лихая-разудалая рассказка про ухаря-купца. А там оно все совершенно про другое. Баллада, практически. Но в стиле Некрасова. И хоть дурные предчувствия начали меня обуревать уже в самом начале, жутко не хотелось верить, что они меня не обманут... Некрасов – мастер нагнать ужаса. Понемногу, потихоньку, как бы озираясь – ой, страшно. – Нет, еще нет. – А все же страшно. – Или показалось? И так до самого финала.

nkb

За что я люблю Некрасова, за то, что он по-настоящему русский человек… Он любит всем сердцем русский народ и крестьян... понравилось произведение «Коробейники», кто это такие? Я сама не знала, но в этой поэме, они описываются как продавцы разных товаров, которые кочуют, и продают товары в разных селениях и деревнях.

AliceAdventuresinWonderla

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке «ЛитРес»*

*Для чтения книг в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ.

Источники:

83.3Р1
Н 48 Р
К-426059-ОЧЗ
К-427720-КХ
Розанова, Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова : книга для учителя / Л. А. Розанова. – Москва : Просвещение, 1988. – 237, [2] с.

Вдовин, А. В. Сюжет для народа: «Коробейники» Н. А. Некрасова в контексте прозы о крестьянах 1840–1850-х гг. / А. В. Вдовин // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2016. – № 3. – С. 190–206.

Некрасов, Н. А. Поэмы 1855–1877 : [12+] / Н. А. Некрасов. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 413 с. – Режим доступа: по подписке. – ... (дата обращения: 27.04.2021). – ISBN 978-5-4475-3346-5. – Текст : электронный.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

Наверх