Лабиринты познания: образ ученого в кино

 Ученый – человек «не от мира сего», приверженный истине и желающий ее постичь. И дальнейшее раскрытие образа зависит от того, зачем ученому нужна истина: сама по себе, или во благо человечества, или чтобы человечеству навредить.
Татьяна Шкляева


С появлением Новой физики мир изменился кардинально. Представления о времени и пространстве, об атоме и космосе, о силе радиации… Изобретение ядерного оружия перенесло вопрос о конце света из метафорической области в практическую. Культура не могла пройти мимо таких фундаментальных потрясений. Сняты сотни фильмов, написаны тысячи книг на эту тему. Советский и российский кинематограф не мог обойти научную тему стороной и предложил немало заслуживающих особого внимания фильмов о науке и ученых. Многие произведения художественной литературы, посвященные ученым, экранизированы. Например, фильмы, снятые по произведениям Даниила Гранина.

Заказать в ЧОУНБ
Слушать в библиотеке ЛитРес*

Известна экранизация романа «Иду на грозу» Сергея Микаэляна, вышедшая на экраны в 1965 г. о молодых ученых-геофизиках, изучающих явление природы – грозу. Они мечтают управлять погодой. Генерал, к которому обращается ученый, руководитель рабочей группы Олег Тулин, отказывается разрешать опасные эксперименты, но все-таки разрешает их под свою ответственность. Во время проведения измерений в сердце грозы, в падающем самолете гибнет (в то время как все уже покинули самолет с парашютами) молодой аспирант Ричард, пытающийся до последнего спасти пленки с ценнейшими результатами замеров. Микаэлян, как никто другой, смог выразить принцип, актуальный и в наши дни: чтобы заниматься наукой, нужно быть немножко мечтателем и делать что-то, «чтобы ахнули Ландау и Иоффе». Ради этого хотя бы раз стоит изучить, почему лопаются мыльные пузыри. В 1987 г. снят ремейк фильма – 4-серийный телефильм «Поражение». Из актерского состава фильма «Иду на грозу» в нем сыграли Василий Лановой, Александр Белявский, Лев Прыгунов.

«Искатели» – фильм, поставленный на «Ленфильме» в 1956 г. режиссером М. Шапиро по мотивам одноименного романа Д. Гранина. Это производственная драма, главный герой которой инженер Лобанов, работающий над проблемой поиска мест разрыва телефонной связи, уходит из НИИ, устраивается работать на опытный завод, где, по его мнению, есть все возможности для создания разработанного им прибора, определяющего на расстоянии повреждения в электрических кабелях. Для него это не только техническая задача, но и личная моральная обязанность. Во время войны его друг погиб, отыскивая обрыв телефонного провода. Молодой ученый зачисляется заведующим лабораторией и пока не предполагает, что основные силы будут направлены не на творческую работу, а на борьбу с бюрократизмом. В финале фильма, в итоге многочисленных удачных и не очень экспериментов, создатели обнаруживают, что разрабатываемый прибор может найти не только уже возникшие, но даже только намечаемые обрывы линии.

«Рядом с Зубром», «Охота на Зубра», «Герои и предатели» – трилогия о драматичной судьбе выдающегося русского ученого, одного из основателей биофизики, создателя молекулярной биологии, популяционной и радиационной генетики Н. В. Тимофеева-Ресовского. Фильм снят в 1988 г. Еленой Саканян по роману Д. Гранина «Зубр».

«Открытая книга» Вениамина Каверина, написанная в 1948–1956 гг., дважды экранизирована по сценарию автора в 1973 и 1977 гг. Героиня фильма, Татьяна Власенкова – ученый-микробиолог. В раннем детстве, случайно познакомившись со старым врачом Лебедевым, узнала от него о загадочном мире науки. Своей героине автор подарил великую честь изобрести пенициллин. По сюжету романа именно она получила первые в СССР образцы этого антибиотика и приняла участие в организации его промышленного производства. У героев романа есть вполне достоверные прообразы: прототипом Татьяны Власенковой стала ученый-микробиолог Зинаида Ермольева, прототипом ее мужа, Андрея Львова, известный иммунолог и вирусолог – Лев Зильбер, старший брат В. Каверина. «Не все люди могут любить, потому что любовь – это такой же талант, как художество или наука», – пишет автор. Благодаря любви к знанию и людям главная героиня смогла совершить великое открытие. И отстоять его. Основную идею «Открытой книги» можно выразить словами героев книги «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». В лучших традициях жанра (первая серия называется «Молодость», вторая – «Призвание») Татьяна Власенкова доказывает, что за труды, бессонные ночи рано или поздно придет награда – счастье.

Cценарий драмы Михаила Ромма «Девять дней одного года» написан по мотивам реальных событий. Экспериментатор Дмитрий Гусев и теоретик Илья Куликов – физики-ядерщики – давние друзья. Вместе они – идеальная команда, сочетающая порыв мысли и осторожность, отвагу пуститься в неизвестное и расчет. Влюблены в одну женщину. Такова завязка фильма, представленного зрителям в 1962 г. В своей книге «Беседы о кинорежиссуре» автор фильма пишет: «…В “Девяти днях одного года” движущей силой картины стала развивающаяся мысль, и именно мысль сформировала и последовательность эпизодов, и строение их, и все основные формальные приемы. Уже в середине работы над картиной мы нашли формулу: “картина-размышление”». Это размышление о любви, соперничестве, дружбе и предательстве – но, прежде всего, масштабное размышление о поиске истины и о том, насколько человек может пожертвовать собой и своими личными интересами ради общего блага и о том, какое применение может найти полученное знание. «Человек достиг такого “совершенства”, что может истребить все живущее за 20 минут» – лейтмотив киноповести, ставящий один из самых сложных вопросов научной этики: что, если научное открытие будет использовано в целях уничтожения, а не созидания?

Даниил Храбровицкий, помогавший М. Ромму работать над сценарием «Девяти дней одного года», в 1972 г. выпустил на экраны собственную картину «Укрощение огня». Фильм воспроизводит сцены из жизни академика Сергея Королева, истории отечественного ракетостроения и освоения космоса. Главного героя, прототипом которого стал выдающийся конструктор, зовут Андрей Башкирцев (актер Кирилл Лавров). Выдумав персонажа, режиссер может более вольно обращаться с фактами биографии реальной личности. По сравнению с фильмом Игоря Добролюбова «Иду искать» (1966), главный герой которого Андрей Гусаров (актер Георгий Жженов) также напоминает Королева, картина Храбровицкого вышла более приближенной к реальным событиям. Поработав на съемках «Девяти дней одного года» с Зиновием Гердтом и Иннокентием Смоктуновским, Храбровицкий пригласил их и в свою картину. Смоктуновскому досталась роль «отца» космонавтики Константина Циолковского.

В отличие от М. Ромма, строившего павильоны института, Д. Храбровицкий мог снимать свою масштабную работу только на «натуре» – космодроме Байконур и Звездном городке. По-разному два режиссера обращались не только с пространством, но и временем. В отличие от нескольких дней одного года сюжет «Укрощения огня» охватывает более 30 лет – с философических рассуждений Циолковского о космосе в начале 1930-х гг. до короткого слова «Поехали!», произнесенного первым космонавтом в 1961. Сходство двух фильмов обнаруживается в центральных персонажах: Андрей Башкирцев такой же «мученик идеи», смысл жизни которого – ее исполнение. Жаль только, что до сих пор не исполнилось предсказание Башкирцева и в космос не летают «по профсоюзным путевкам».

«Взлет» – биографическая драма советского режиссера Саввы Кулиша, снятая в 1979 г. о великом ученом, основоположнике теоретической космонавтики Константине Циолковском в исполнении поэта Евгения Евтушенко. Яркое и в чем-то неоднозначное воплощение образа ученого заслуживает интереса всех, кому небезразличны личность и наследие Циолковского.

Фильму «Академик Иван Павлов» (1949) в 1950 г. присуждена Сталинская премия I степени. В прессе отмечалось, что «повесть о великом русском ученом… правдиво и искренне раскрывает великий образ ученого-материалиста, человека-гражданина. В доступной для широких народных масс форме картина доносит до зрителя прогрессивное учение Ивана Петровича о высшей нервной деятельности… Фильм “Академик Иван Павлов” – большая победа советского искусства». Это фильм о научном пути русского физиолога с первых его шагов в науке, когда он, молодой врач мечтает прожить жизнь «по-настоящему, по-человечески», и до конца его жизни, до седого академика, лауреата Нобелевской премии, ученого с мировым именем. Выбор И. П. Павлова в качестве героя режиссер В. И. Пудовкин объяснял следующим образом: «Мы создадим фильм о гордости русской науки – об Иване Петровиче Павлове, который был признан “старейшиной физиологов всего мира”… Павлов известен всему миру не только своими… работами… но и тем, что он не опубликовал ни одного своего поступка в науке без проверки и полной ответственности».

Фильм, снятый в постсоветский период – «Белые одежды» Леонида Белозоровича. Основой сценария многосерийной российско-белорусской картины послужила одноименная книга Владимира Дудинцева. Роман и его экранизация построены на печально известном конфликте между сторонниками агробиолога Трофима Лысенко и учеными-генетиками. «Белые одежды» (название довольно прозрачно: не запачкаться смогли лишь немногие герои) подробно воспроизводит события, происходившие в научных институтах в послевоенный период: поиск врагов и «лжеученых», арест несогласных и уничтожение талантливых исследователей вместе с их идеями.

Самый распространенный образ человека науки в литературе и киноискусстве второй половины XX в. – безумный ученый, влюбленный лишь в свое дело, которому все равно, как результат его мысли будет использован в дальнейшем.

Советского фантаста Александра Беляева часто называют верным адептом фантастики Жюля Верна. Изображение человека науки – одна из самых важных тем в творчестве писателя. Однако в создании образа ученого он идет скорее «от противного»: заостряя внимание не только на могуществе технической мысли, но и на опасности, которую несет наука, используемая лишь в достижении эгоистичных целей. Таковым предстает перед читателем изобретатель машины внушения мыслей из романа «Властелин мира», терпящий крах своих безудержных амбиций на право обладания миром. Таков и хирург Керн – «абсолютный злодей, чернота без просвета» – из «Головы профессора Доуэля». Однако доктор Сальватор (спаситель, если вспомнить латинские корни) из знаменитого экранизированного романа «Человек-амфибия» – не таков. Доктора Сальватора местные жители считают богом. «Хромым он делает новые ноги, живые ноги, слепым дает зоркие, как у орла, глаза и даже воскрешает мертвых», – говорят о нем. Существо, выращенное им, – двоякодышащий человек с легкими и жабрами акулы по имени Ихтиандр, хоть и является результатом смелых экспериментов ученого с пересадкой органов, называет его своим отцом. А Сальватор – Ихтиандра – сыном. Маленький мальчик, который должен был погибнуть в младенчестве, но был спасен доктором, – наделен лучшими человеческими качествами: смелостью, милосердием и отвагой.

В приветствии, направленном в адрес Академии наук СССР в связи с 220-летием можно прочесть: «Советский народ по праву гордится основоположником русской науки Ломоносовым, гениальным химиком Менделеевым, великими математиками Лобачевским, Чебышевым и Ляпуновым, крупнейшим геологом Карпинским, всемирным географом Пржевальским, основателем военно-полевой хирургии Пироговым, великими новаторами-биологами Мечниковым, Сеченовым, Тимирязевым и Павловым, замечательным преобразователем природы Мичуриным, искусным экспериментатором-физиком Лебедевым, создателем радиосвязи Поповым, основоположниками теории современной авиации Жуковским и Чаплыгиным…». Многие из них представлены в кинематографе 1940–1950-х гг. в серии историко-биографических фильмов: «Пирогов» (1947), «Мичурин» (1948), «Александр Попов» (1949), «Пржевальский» (1951), «Жуковский» (1950), «Михайло Ломоносов» (1955) и др. Можно назвать еще множество известных и неизвестных зрителям фильмов: «Выбор цели» (о знаменитом физике-ядерщике, академике Игоре Курчатове), «Вызов» (о трудном пути сибирского ученого Алексея Краюхина), «Дым Отечества» (посвящен годам молодости М. В. Ломоносова). Среди фильмов также – «Депутат Балтики» (о старом известном ученом, принявшем революцию; прообраз профессора – русский ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев), «Георгий Седов» (об экспедиции к Северному полюсу под руководством известного исследователя Севера, моряка-гидрографа Г. Я. Седова), «Дерсу Узала» (по мотивам книг В. Арсеньева «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю», в котором молодой ученый, занимаясь изучением Уссурийского края, знакомится с охотником, ставшим его проводником и верным другом) и многие другие.

На основе фильмов выделяются общие черты образа русского ученого, а вместе с ним и образ науки, транслируемый советским кинематографом. Историки помогают художникам, реквизиторам и костюмерам воссоздать материальный мир эпохи и внешнего облика его обитателей. Часто художественный фильм оценивается с позиции достоверности и глубины осмысления исторических событий, при этом к художественному вымыслу различное отношение. Рецензии ученых (и не только историков) на кинофильмы, публикуемые в прессе, закрепляют сложившийся образ науки. Показанные в фильме знаки-приметы ученого – шляпа, очки, портфель, книги. Ученый – это вечно спешащий куда-то человек, постоянно посматривающий на часы. День расписан поминутно. Фильмы идеологически отвечали предъявляемым требованиям обозначенного времени: показать и доказать, что русская наука – самая передовая в мире и власть оказывает ей максимальную помощь и поддержку. При всей отвлеченности профессиональных интересов ученого, он неразрывно связан с окружающей его действительностью, с ее потребностями и вызовами. Признается и подчеркивается социальная значимость деятельности ученого: она необходима, без нее не осуществима идея прогресса. Поведение, поступки ученого не всегда понятны окружающим его обывателям. Для них он – чудаковат, что иронически обыгрывается в фильмах. Советский ученый – гражданин и патриот – в своей деятельности должен выражать интересы и цели народа в целом, направлять свой труд на подъем благополучия жизни советского народа, а не возвышение над ним в качестве «интеллектуальной элиты» – все это считалось воплощением исторической миссии советских ученых, впрочем, как и дореволюционных.

Источники:

Кныш, Н. А. Образ ученого в художественном кинематографе конца 1940-х – начала 1950-х годов / Н. А. Кныш // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 18. – С. 119–136. – (Научная рефлексия). – Примеч.: с. 134–136.

Лабиринты познания: образ ученого в кино и литературе // Пермь. Театр оперы и балета : журнал. – ... (дата обращения: 29.07.2021). – Текст : электронный.

Заказать в ЧОУНБ
Слушать в библиотеке ЛитРес*
*Читательский билет для ЛитРес можно получить в отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал №5).

Наталья Харитонова,
ведущий библиотекарь ИБО

Наверх