Владимир Ильин

 Человек, когда хочет извиниться, он того человека к себе не зовет, он к тому человеку сам идет.
Владимир Ильин

Литературный календарь ЧОУНБ, Владимир Ильин

Владимир Николаевич Ильин – русский философ, богослов, литературный критик и музыкальный критик, композитор.

Заказать книги в ЧОУНБ

Владимир Николаевич родился 29 августа в 1891 г. в местечке Владовка, Радомысльского уезда, в дедовском имении Н. П. Чаплина и Н. П. Чаплиной. Рождение уже было омрачено трагедией, отец философа Н. А. Ильин застрелился еще до его рождения. Вместе с матерью Верой Николаевной и ее родителями маленьким мальчиком Владимир Ильин переезжает в имение Ивань Слуцкого уезда Минской губернии.

Окончив IV Киевскую гимназию с золотой медалью, в 1908 г. Ильин поступил в Киевский Императорский университет Св. Владимира. В университете он заканчивает два факультета: физико-математический (по отделению естественных наук) и историко-филологический (по философско-историческому отделению), повторив образовательную траекторию В. Соловьева, только к этому надо добавить еще музыку, которая постоянно сопутствовала философу. Дух музыки, зародившийся в нем в бабушкином имении, также не оставил его – Владимир Николаевич заканчивает частную консерваторию, а в университете пишет выпускную работу на тему: «Проблема музыки в философии кн. В. Ф. Одоевского» – и получает за нее золотую медаль. Сдав магистерские экзамены, молодой философ начинает читать лекции по философии в качестве приват-доцента, но его преподавательскую карьеру прерывает революция.

В 1919 г. Ильин В. Н. покидает Россию и через Одессу перебирается в Константинополь, а оттуда в Белград, где преподает в различных средних и высших учебных заведениях. Спустя 3 года (1922 г.) ученый переезжает в Берлин, где, продолжая преподавательскую деятельность, поступает на теологический факультет Берлинского университета, который оканчивает в 1925 г., а затем в Париже пишет философский труд с «ильинским» названием: «Два закона. Сущее и должное. Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления», в котором закладывает основы своей морфологии, над формулировкой основных идей которой он будет работать всю жизнь, практически не имея возможности публиковать свои философские тексты.

В 1925 г. в Париже создается Богословский институт. Формировать преподавательский штат митрополит Евлогий поручил С. С. Безобразову, в будущем владыке Кассиану. В. Н. Ильин был позван в Институт практически с момента его основания в 1925 г. и преподавал там литургику и историю средневековой философии до 1940 г. и студенты е

В 20-е годы выходит серия блестящих книг философа, прежде всего по христианской апологетике и литургике «Преп. Серафим Саровский» (1925), «Запечатанный гроб – Пасха нетления (О смысле богослужения Страстной седмицы и Пасхи)» (1926), «Всенощное бдение» (1927), «Загадка жизни и происхождение живых существ» (1929), «Атеизм и гибель культуры» (1929), «Шесть дней творения» (1930).

После войны, став прихожанином парижского подворья Московской Патриархии, он получит за свои труды по богословию степень доктора богословия от патриарха Алексия I (Симанского).
Во второй половине 30-х гг. активное участие В. Н. Ильина в газете «Возрождение» и его симпатии к германскому национал-социализму привели к напряженным отношениям с коллегами и уходу Ильина из Сергиевского института, но и к оставлению Константинопольской юрисдикции и переходу в приход во имя Трех святителей юрисдикции Московского Патриархата.

В 1941–1942 гг. В. Н. Ильин долго жил в Берлине, занимался в университетской библиотеке. Политические взгляды в этот период связаны с идеей национально-консервативной революции, или контрреволюции. Перевороты Муссолини и Гитлера ученый рассматривал как контрреволюции, противостоявшие большевизму.

Ученый преподавал различные дисциплины в Берлине, Париже.

Принимал участие в евразийских изданиях, но в 1929 г. своё сотрудничество с евразийцами прекратил. В парижском эмигрантском журнале «Возрождение» Владимир Николаевич печатался с 1957 по 1971 г. За это время им было напечатано более 70 статей на разнообразные темы и в самых различных областях – истории философии, философии науки, литературоведения, музыкознания. Журнал был монархическим изданием русской эмиграции, одна из статей ученого, опубликованных в нем, была посвящена «Памяти Государя-мученика».

Владимир Николаевич вёл лекторскую работу в Русском студенческое христианском движении (РСХД).

С 1949 г. – профессор Русской консерватории (Париж), Православного института св. Дионисия.

В философии культуры богослов следовал шпенглеровскому противопоставлению культуры и цивилизации, но отвергал релятивизм ценностей, который ведет к признанию бессмысленности мирового процесса.

В трудах по русской литературе Владимир Николаевич выступал как философ творчества и эстетик. Творчество для него священный акт, который должен получить свое основание в святости.

Скончался Владимир Николаевич 23 октября 1974 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В 2005 г. по завещанию вдовы философа его личный архив был передан в Библиотеку-фонд «Русское зарубежье» (ныне Дом русского зарубежья имени А. И. Солженицына) в Москве.

Цитаты

Розанов придумал превосходный термин... рукописность души...

Россия, повторяем, целый мир, космос, – не только космос, но и хаос, она – хаокосмос, тайна, недоступная логическому «эвклидову» уму.

В нынешнее время вообще наблюдается повсеместный культ посредственности и затирания, уничтожения всего яркого, полнокровного, интересного... Пророчество главы «Бесов» Достоевского Петра Верховенского «мы всякого гения задушим в младенчестве» ныне осуществляется не только в России...

Заказать книги в ЧОУНБ

Материал подготовила Наталья Андросенко,
библиотекарь ОЭР

 

Наверх