Герберт Уэллс «Остров доктора Моро»

            Книга-юбиляр – 125 лет

Уэллс поставил себе целью писать не об отдельных человеческих судьбах, но о судьбе всего человечества, о движении истории, о грандиозных мировых потрясениях, о взлетах и падениях человеческого разума – обо всем, что может случиться впереди. Он писал, разумеется, не об одном лишь будущем. Но и сегодняшний день он оценивал с точки зрения будущего.
Юлий Кагарлицкий, критик

Литературный календарь ЧОУНБ

Английский писатель Герберт Уэллс называл свои произведения «научными романами». Это была самая настоящая научная фантастика, хотя в те времена такого термина еще не существовало. В фантастике тогда царствовал Жюль Верн, и некоторые критики даже сгоряча обозвали Уэллса «английским Жюлем Верном». Писателя это страшно раздражало. Он не хотел быть «вторым Жюлем Верном», он хотел быть «первым Гербертом Уэллсом». Уэллса интересовали люди и тот мир, в котором они обитали.

Заказать в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

Читать в библиотеке ЛитРес на английском языке

Слушать в библиотеке ЛитРес

Фантастический роман «Остров доктора Моро» написан в 1896 г. Захватывающая история талантливого ученого, проводящего пугающие биологические эксперименты. Одна из центральных идей романа – предупреждение от всякого искусственного, насильственного опыта над природой, смещающего ее законы. В романе звучит гуманистическая тревога за судьбу человечества. Это отклик на достижения хирургии, на реакционное движение против экспериментаторов-вивисекторов. В книге ставится вопрос о месте ученого в мире.

В произведении описан загадочный затерянный остров в Тихом океане, куда попал потерпевший кораблекрушение молодой биолог Эдвард Прендик, и на котором происходят леденящие душу события. Остров населен животными – жертвами опытов по вивисекции. Там властвует гениальный ученый, «сверхчеловек», хирург, некий доктор Моро, создавший лабораторию, в которой проводятся зловещие эксперименты. Он бежит от преследований ханжей на пустынный остров, продолжая свои чудовищные опыты над дикими животными, делая из них жуткие подобия людей, превращая их в полулюдей, сохраняющих многие звериные повадки. При помощи сложных хирургических операций он пересаживает органы и видоизменяет их, совершенствуя животных, занимается вивисекцией. Опыты, вследствие которых животные принимают получеловеческий облик, отличаются невероятной жестокостью. Он убежден, что так можно довести развитие животных до уровня человека. Каждая его операция – истязание, отчасти сознательное. Создание грубой пародии на человечество – своеобразная месть невыносимому обществу со стороны гениального хирурга и физиолога Моро и его соратника врача Монтгомери. Но научный смысл эксперимента ускользает от них, творцы этого получеловеческого, полузвериного царства одиноки и несчастны, опасный эксперимент оканчивается катастрофой, и ученые погибают от рук своих питомцев. Деятельность ученого, не направленная на благо людей обречена на провал – говорит своим произведением писатель. Немало чудес пришлось увидеть биологу Прендику там, пока не разразилась катастрофа, едва не приведшая его к гибели. Фантастический вымысел дал автору возможность создать в романе едкую сатиру на бесчеловечные методы, с помощью которых поддерживается цивилизация. Моро верит в цивилизующую роль страдания. Дикие многочасовые крики оперируемых животных, а потом столь же страдальческие человеческие вопли не производят на Моро ни малейшего впечатления. Он не чувствителен к чужой боли. Операционная Моро именуется «Дом страдания». «Изучение природы делает человека, в конце концов, таким же безжалостным, как и сама природа», – говорит автор устами Моро.

Доктор Моро считает, что людьми управляют два инстинкта: чувство страха и чувство наслаждения. Держа животных в страхе, он учит их говорить, сделав операцию на голосовых связках, обучает заповедям, которые они распевают, как молитвы, не понимая их. Моро для них божество, они трепещут перед ним, ибо всякое неповиновение жестоко карается. «Не ходить на четвереньках – это Закон. Разве мы не люди?.. Не лакать воду языком – это Закон. Разве мы не люди?». Это слова, повторяемые хором в темной пещере, слышит Эдвард Прендик. Зверей-людей пытаются научить «закону». Для Уэллса это форма социального гипноза. Раньше они были по-своему счастливы, приспособившись к окружающей среде, теперь же – напротив. Что касается Моро, то он предстает в роли Творца, создавшего несовершенные существа и пытающего убедить их, что те настоящие люди. При первом же импульсе люди-звери возвращаются к животному состоянию.

Философская основа романа – учение о двух идущих в мире процессах – космическом (обусловленном слепой природой) и этическом, продиктованном человеческой волей. Следуя этой теории, Уэллс показывает, что уродливое подобие человеческого общества, сложившееся на острове, обречено на гибель. Оно «подчинено» космическому, а не этическому процессу. Через образ Моро писатель стремится убедить, что развитие цивилизации шло кровавыми путями, и нет никакой уверенности, что оно примет иное направление. Человеку и человечеству не раз еще придется возвращаться в «Дом страданий».

Герберт Уэллс – талантливый писатель-новатор, соединивший в своем художественном методе утопию, сатиру и науку, но рассматривавший в основном социальные проблемы, сочетая элементы научной фантастики с чертами социальной сатиры. «Остров доктора Моро» был негативно встречен современной Уэллсу критикой, но спустя годы оценен как одно из классических произведений научной фантастики. Роман экранизирован в Голливуде в 1977 г. Чешский писатель Карел Чапек писал: «… Герберт Джордж Уэллс никогда не будет принадлежать исключительно истории литературы, в равной, и, возможно, еще большей степени он войдет в историю человеческого прогресса».

Цитаты

Животное может быть свирепым или хитрым, но один только человек умеет лгать.

Боль – это просто наш советчик, она, подобно врачу, предостерегает и побуждает нас к осторожности.

Эти животные, лишенные всякого мужества, полны страха и страдания, у них нет даже искорки отважной решимости встретить боль лицом к лицу, – нет, они совсем не годились для того, чтобы создать человека.

Многое из того, что мы называем нравственным воспитанием, есть только искусственное изменение и извращение природного инстинкта.

…радость и страдание не имеют ничего общего ни с раем, ни с адом.

...самое лучшее – не доверять никому своей тайны. Даже если я сохраню ее, вы не выиграете ничего, только душу немного облегчите. А если проболтаюсь...

…все человеческое, что есть в нас, должно найти утешение и надежду в вечных всеобъемлющих законах мироздания, а никак не в обыденных житейских заботах, горестях и страстях.

…ни в одном из людских лиц нет той разумной уверенности, которая отличает человеческое существо. Мне кажется, что под внешней оболочкой скрывается зверь, и передо мной вскоре снова разыграется тот ужас, который я видел на острове, только еще в большем масштабе.

Отзывы читателей

…От произведения я в восторге. Может, конечно, просто давно Уэллса не читал. Тем не менее, сюжет прекрасный и не только наводит на размышления, но и предполагает нечто большее, чем мог стать для меня фантастический роман. Очевидная связь человека с животным не только проговаривается автором, но и предполагает какой-то иной, гораздо более глубокий смысл.

Bumblebeesha

Как далеко мы можем зайти, чтобы удовлетворить наше любопытство, должны ли ученые для достижения своей цели быть глухи к страданиям объектов своих исследований, можем ли мы отбросить сострадание и сочувствие, а также этику и мораль и скрупулезность в окно? И разве мы не несем ответственности за результаты наших экспериментов? «Остров доктора Моро» – это классический роман Герберта Уэллса 1896 года о безумном ученом, создавшем почти двести гибридных существ, похожих на людей... Как старая фантастическая сказка, она больше похожа на то, как темная сторона Дарвина встречается с темной стороной викторианских нравов. Без нагромождения трупов и крови, без мистики и откровенного ужаса Герберт Уэллс создал пугающее произведение…

KsyushaTitarenko

Заказать в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес

Читать в библиотеке ЛитРес на английском языке

Слушать в библиотеке ЛитРес

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал № 5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Источники:

83.3(4Вл)
У 981 К
К-436620-ОЧЗ
К-434184-КХ
Кагарлицкий, Ю. И. Вглядываясь в грядущее : книга о Герберте Уэллсе / Ю. И. Кагарлицкий ; предисл. П. Париндера. – Москва : Книга, 1989. – 350 с. – (Писатели о писателях).

Уэллс, Г. Д. Остров доктора Моро : [16+] / Г. Д. Уэллс ; пер. с англ. Е. Быковой. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 156 с. – Режим доступа: по подписке. – ... (дата обращения: 16.06.2021). – ISBN 978-5-4475-8193-0. – Текст : электронный.

Материал подготовила Наталья Удовицкая,
гл. библиограф ИБО

 

Наверх