Самые нелепые научные мифы и открытия

Лженаука – это теоретическая конструкция, содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
В. А. Кувакин, историк философии, доктор наук

Ушедший век был богат самыми различными мифами и заблуждениями, предрассудками и суевериями. Большинство из них живо и сейчас. Они касаются почти всех сторон жизни современного человека. Они в чем-то помогают нам жить, в чем-то мешают. Но одно несомненно – их нужно знать! Одни заблуждения заменяются другими, и не всегда легко найти взвешенную оценку тем или иным явлениям, понять, что плохо, а что хорошо, где правда, а где вымысел чистой воды. Вряд ли найдется хоть один человек, который ни разу в своей жизни не сталкивался с миром таинственного или – что вероятнее – не слышал хоть краем уха захватывающие дух истории о неопознанном. Часть подобных загадок имеет вполне естественное происхождение, но некоторые так и остаются непостижимыми для человека. По мнению специалистов, знания одной трети россиян отстают от современных научных на несколько сотен лет. Многие, например, уверены, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц. Немало людей уже не верят в теорию эволюции по Дарвину. Еще одно массовое заблуждение состоит в том, что антибиотики убивают вирусы так же, как и микробы.

Критическое мышление – ключевой признак XXI в., позволяющий не утонуть в бесконечном океане информации, отделять правду от лжи, взвешенно и рационально принимать решения и включать логику тогда, когда нужно. Откуда у людей столько предрассудков? Что такое мистическое мышление? В чем разница между наукой и мракобесием? Как отделять правду от фейков и мыслить гибко и беспристрастно?

Научный миф – мифическое знание, черпающее свой материал из науки и имеющее характерную для науки рационализированную форму. Научные мифы широко распространены и имеют двойную природу (например, половина американцев считает, что контакт с более развитыми и дружественными инопланетянами вероятным). С одной стороны, они претендуют быть наукой, а с другой – являются частью культуры как разновидность человеческого познания, языческой религией современности. Научный миф может стать результатом ложного обобщения, восприятия единичного события как представителя всего класса подобных событий. Когда такой миф покидает пределы профессионального научного сообщества, он становится фактуальным – ошибки научной методологии принимаются массовым сознанием за доказанный наукой факт, становятся достоянием паранауки. Помимо этого сама наука и ее яркие представители также дают богатую почву для современного мифотворчества. Вместе с тем ряд современных философов развивают идею о том, что существует и обратная связь между наукой и мифологией.

Причиной возникновения научных мифов является стремление человеческого разума делать обобщающие выводы, не дожидаясь получения полной информации об изучаемом предмете. Их появление в науке связано с изучением новых областей знаний, о которых изначально мало достоверной информации. В такой ситуации выдвигаются гипотезы, основанные на эмпирическом опыте науки в других областях. Научное знание порождает мифы там, где оно кончается, то есть в области недоказанного, где возможны такие категории, как вера и неверие. Мифы становятся результатом адаптации новых научных открытий массовым сознанием. К примеру, изменения картины мира вследствие бурного развития физики и астрономии в XX в. породили новую волну мифологии. А ведь обмен информацией между наукой и мифологией происходит в двухстороннем порядке. Философ А. Ф. Лосев писал в своей известной работе «Диалектика мифа», что вопреки распространенному убеждению о том, что «наука побеждает миф», она «всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из нее свои исходные интуиции». Станислав Лем в своей философской работе «Сумма технологии» также высказывает близкие взгляды, утверждая, что «любая, даже самая точная наука развивается не только благодаря новым теориям и фактам, но и благодаря домыслам и надеждам ученых. Развитие оправдывает лишь часть из них. Остальные оказываются иллюзией и потому подобны мифу». Мифы лежат в самом основании современного научного познания. В естествознании, например, мифы могут присутствовать лишь на первом этапе научного исследования в области догадок и интуиции. Выдвинутые далее положения проверяются с помощью научного метода и переходят в разряд подтвержденных научных теорий, либо опровергаются.

Среди многообразия мифов, заблуждений и иллюзий современного человека исторические мифы занимают особое место. Прошлое нашей цивилизации – это ее духовный опыт, а неверное толкование этого опыта нередко приводит к неправильным решениям в настоящем. Процесс познания мира, проникновения в самую суть сложных природных явлений невозможен без проб и ошибок. Наука должна заблуждаться и ошибаться, ведь именно так все и работает. Нередко цель научных поисков заключается в том, чтобы уточнить или даже опровергнуть общепризнанные научные аксиомы, на которых основывались научные знания прошлого.

Сегодня много говорится о возникшем и нарастающем в Новое время противостоянии между наукой с одной стороны и идеологией и утопией – с другой. Наука всегда была идеалом строгого и точного знания. В связи с развитием научных технологий всерьез обсуждается проблема человеческого бессмертия или, например, чтения мыслей на расстоянии. И участвуют в этом сами ученые. Такое стало возможным, видимо, потому, что наше представление о науке было неточным. Сегодня наука способна производить технологии, которые, как некоторым кажется, могут решать и утопические задачи. Будущее становится предметом конструирования. Возникает вопрос о нравственном обосновании утопии. Ценностная проблематика оказывается очень актуальной для науки. Сейчас подобные вопросы активно обсуждаются в биоэтике. «Улучшение человека» — но что считать лучшим? Это предмет размышлений этики и метафизики, которые вновь стали востребованы наукой. Осознают это сами ученые, начинающие искать контакты с философами.

Эксперты составили ТОП-10 самых нелепых научных мифов, в которые до сих пор верят множество людей. Некоторые из них даже опасны для человека, но все равно они находят сторонников. Первым мифом является процесс эволюции, который представляют как нечто хорошее, забывая, что деградация также является эволюционным процессом. В пример приводятся животные, которые получали лучшие условия и, как результат, лишались ряда преимуществ перед другими видами. Также многие люди убеждены, что нервные клетки не восстанавливаются и в старости нейроны прекращают делиться. Это все мифы и пока человек жив, нейроны головного мозга обновляются, как и нервные клетки. Во всем мире существует правило пяти секунд, за которые упавшая на пол еда еще пригодна для употребления. Это противоречит даже здравому смыслу, и эксперты настоятельно не рекомендуют есть что-то, что побывало на земле или на полу. Многие уверены, что молния не бьет дважды в одно и то же место. Этот миф может ввести в заблуждение многих, но в действительности молния может неоднократно бить в громоотводы или высокие деревья и поэтому не стоит надеяться во время грозы на случайность. Бытует мнение, что человека можно убить, сбросив на него с высоты монетку. Подобное утверждение ложное, так как легкий объект снесет ветром и самым серьезным повреждением может быть легкое покраснение в месте удара. Еще больше научных мифов появилось о космосе. Самый распространенный, что в космосе человек моментально превращается в лед. Это не произойдет ни при каких условиях, ведь тепло человеческого тела должно отдаваться в окружающую среду, а так как в космосе нет воздуха, то и теплу некуда деваться. Человек умирает от недостатка кислорода, но даже в этом случае есть около двух минут, за которые его можно спасти. Также не стоит забывать, что в космосе есть гравитация. Она всегда воздействует на все объекты во Вселенной, но ее сила разнится от расстояния. На МКС люди могут парить за счет свободного падения, в котором и находится станция. Еще одно заблуждение касается Полярной звезды. Она не самая яркая на небе и даже не входит в десятку ярких. Она на 46 месте, а вот первое место занимает Сириус. Уфологи рассказывают о «темной стороне Луны», но вот на самом деле такой стороны нет. Есть обратная, которая освещена не хуже той, что видна с Земли. Последний миф касается объектов из космоса, включая посадочные модули и метеориты. Они действительно сильно нагреваются из-за нагрева воздуха вокруг них, но на земле любой космический объект или обломок метеорита не горячее других камней. Что такое четыре мировые стихии? Возможно ли изучать мировой эфир? Верны ли теории мирового льда и полой Земли? Существует ли вторая Луна? – эти и многие другие мифы эпохи НТР занимают умы миллионов людей.

Источники:

87.2
М 686
К-632821-ОЧЗ

Мифология века НТР : утопии, мифы, надежды и реальность новейших направлений науки: от Франкенштейна и эликсира бессмертия до «биокиб оргов» и «постчеловека» / Ин–т философии РАН ; отв. ред. Г. Л. Белкина ; ред.-сост. М. И. Фролова. – Москва : URSS : Ленанд, 2019 [макет 2020]. – 438 с. : ил. – Библиогр. в конце ст. и в подстроч. примеч. – На обл. также: Утопии и мифы биоинженерии ; Мифы и реальность нейрокогнитивных технологий ; Евгеника : миф о совершенном человеке ; Чудовищ порождает безответственность ; Мифы и мечты как основы развития науки. – Часть текста параллельно на англ. и рус. яз.

60 популярных повседневных заблуждений // NEWTONEW : [сайт]. – URL: https://newtonew.com/opinion/60-populjarnyh-povsednevnyh-zabluzhdenij (дата обращения: 15.06.2021). – Текст : электронный.

Заказать в ЧОУНБ

Читать и слушать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книг онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ.

Наталья Харитонова, ведущий библиотекарь ИБО

Наверх