Первый экспериментальный вертолет Vought-Sikorsky 300

 Люди, способные водить самолет, всегда найдутся, но нужен я, тот, кто эти самолеты изобретет.
Д. Капрони

   Литературный календарь ЧОУНБ                                                             

Первые винтокрылые аппараты (геликоптеры и автожиры) появились почти в одно время с первыми самолетами. В 1907 г. четырехвинтовой вертолет французов Бреге и Рише впервые смог оторваться от земли и приподнять над ней человека. После этого многими изобретателями были предложены различные конструкции вертолетов. Значительный вклад в развитие вертолетостроения внес русский изобретатель Борис Юрьев. К 1911 г. 22-летний студент ИМТУ (МВТУ им. Н. Э. Баумана) Юрьев разработал в общих чертах всю схему одновинтового вертолета. Запатентовать и построить действующую машину у него не нашлось денег.

В том, что одновинтовая схема все-таки утвердилась в вертолетостроении как главенствующая, огромная заслуга принадлежит американскому авиаконструктору Игорю Сикорскому. Русский по происхождению, он в 1919 г. эмигрировал в Америку, а в 1923 г. основал здесь свою фирму «Сикорский». За свою жизнь И. Сикорский разработал несколько десятков моделей самолетов, но мировую славу ему принесло создание вертолета. Именно он впервые довел до совершенства классическую одновинтовую схему Юрьева. В 1939 г. он объединился с «Шанс Ваут Корпорейшен», образовав новую корпорацию Ваута-Сикорского (VS).

Свой первый вертолет S-46 (VC-300) Сикорский построил в 1939 г. Он сразу отказался от мысли определить все параметры аппарата путем расчетов и решил создать такой вертолет, в который в ходе летных испытаний можно было бы легко вносить конструктивные изменения. Его машина имела примитивный вид: простой фюзеляж был собран в виде фермы из стальных труб, летчик открыто сидел в маленьком кресле впереди двигателя. Уже первые испытания выявили многочисленные недостатки конструирования. Тогда Сикорский отказался от автомата-перекоса и ввел три рулевых винта (реализовав таким образом раннюю схему Юрьева). В этой конструкции вертолет показал хорошую управляемость.

14 сентября 1939 г. Сикорский поднял в воздух свою машину-мечту, и с этого момента проектирование вертолетов захватило его полностью. С тех пор он не отступал от своей цели, несмотря на трудности.
В мае 1940 г. Сикорский публично демонстрировал свое детище в Бриджпорте перед американскими летчиками. На присутствующих его машина произвела большое впечатление: вертолет свободно перемещался вверх и вниз, вбок и назад, неподвижно зависал и разворачивался на месте. Вертолет VS-300 имел для Сикорского огромное значение. В ходе двухлетних испытаний на нем были опробованы несколько систем управления, различные типы винтов и конструкций, отработана форма вертолета. Благодаря этим испытаниям намного облегчилось создание следующих вертолетов.

Источники:

30у
Р 939
К-531109-БО
Рыжов, К. В. Сто великих изобретений / К. В. Рыжов. – Москва : Вече, 2001. – 527 с. : ил. – (100 великих).

32.94
О-233
К-602294-ОЧЗ
Образцов, П. А. Русские гении за рубежом. Зворыкин и Сикорский : биографии изобретателя телевидения и гениального авиаконструктора / Петр Образцов, Максим Шенгелевич. – Москва : Ломоносовъ, 2014. – 235 с.

39.5
С 356 М
Д-276165-ОЧЗ
Михеев, В. Р. Сикорский / В. Р. Михеев, Г. И. Катышев. – Санкт-Петербург : Политехника, 2003. – 617, [1] с., 72 с. ил. : ил.

39.5
Г 74
Ф-21645–БО
Игорь Сикорский: господин Вертолет // 100 великих авиаторов мира : [справочник] / Е. Готовала, А. Пшедпельский ; [пер. с англ. О. В. Ивановой, М. В. Анфимова]. – Москва : Мир книги, 2007. – С. 164–165 : ил.

Ружицкий, Е. И. История вертолетных рекордов : к 100-летию первого полета вертолета / Е. И. Ружицкий // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. – 2008. – № 1. – С. 19–23.

Заказать в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал № 5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен ведущим библиографом ИБО
Ириной Русановой

Наверх