Просто о сложном, или Популяризаторы всея Руси

Я считаю, что популяризация науки – это обязанность ученого. Не только делать открытия и получать новые научные результаты, но и рассказывать об этих результатах доступным языком для людей, не связанных с наукой. <…>
Мне кажется, что ученый занимается популяризацией, потому что таким образом чувствует большую отдачу от своей работы. Настоящие ученые работают в рамках пастернаковской парадигмы: цель творчества – это самоотдача. И если самоотдача обеспечивается написанием книг для школьников, это прекрасно.
Алексей Ремович Хохлов, российский физик, академик РАН, профессор, доктор физико-математических наук

Практика популяризации научных знаний насчитывает уже не одно столетие; ее появление и распространение сыграло важную роль в развитии общества и науки.

Заказать книги в ЧОУНБ -

Читать в библиотеке ЛитРес

В России первым, по мнению большинства исследователей, способствовал популяризации науки Петр I. Он, как известно, отправлял на обучение за рубеж большое количество представителей русского дворянства. Были открыты школы навигационных и математических наук, хирургическая, инженерная и артиллерийская. При Петре I напечатана первая газета «Ведомости», которую издавали в течение долгого времени. Первая научно-популярная литература появилась в России в первой половине XVIII в. Ее мог приобрести и освоить широкий для того времени круг читателей.

У истоков популяризации науки в России стоят известные научные деятели: М. В. Ломоносов, А. Кантемир, Н. И. Новиков, Л. Магницкий и др. Их первые работы включали прогрессивные взгляды на мир, представляли читателям подлинную науку, порождали вопросы на глобальные темы, формировали мировоззрение. В стране были подготовлены к выпуску первые научные книги. Учебную деятельность в то время курировал известный просветитель Леонтий Магницкий. Один из известных отечественных популяризаторов науки Н. А. Рубакин в своем произведении «Этюды о русской читающей публике» проанализировал аудиторию, способную воспринимать научно-популярную литературу. Вывод, который сделал Рубакин – читающей публике не хватает произведений научно-популярного характера.

В XX в. знаменитые серии научно-популярных книг сыграли важную роль в популяризации науки. Среди них – «Плутония», «Земля Санникова» академика В. А. Обручева, «На луне», «Грезы о Земле и небе» К. Э. Циолковского, серия «Занимательные науки», к которой принадлежали всем известные книги Я. И. Перельмана и др. Большой вклад в популяризацию научного знания внесли С. И. Вавилов, А. Е. Ферсман, В. А. Обручев, В. И. Вернадский, В. Л. Комаров и другие ученые, которые продолжали и развивали отечественные направления научно-популярного книгоиздания, сформировав его основные методы и принципы. В СССР с популяризацией науки была связана программа становления «нового человека», который благодаря научным данным отказывается от религиозных воззрений и принимает идеи радикального материализма и атеизма.

После распада СССР, несмотря на сохраняющиеся тиражи научно-популярных изданий, произошел спад широкого интереса к науке. Причины следует искать в резком, лавинообразном проникновении новой индустрии развлечений. Однако научно-популярные книги всегда имели неплохой спрос в нашей стране. К 2000 г. количество изданных научно-популярных книг превысило показатель 90-го года в 1,5 раза. Многие издательства и сегодня выпускают научно-популярные книги. Значительную часть занимают серийные издания издательства «Наука». Самые известные из них: «Проблемы техники и научного прогресса», «Современные тенденции развития науки», «Великие естественнонаучные открытия XX в.» и другие.

С развитием новых технологий появились новые формы и методы распространения научного знания. Например, в тридцатые годы XX в. появился диафильм – последовательность кадров, сопровождаемая титрами. Диафильмы на самые разные темы использовались в образовательных целях для учеников младших и старших классов до конца XX в. С развитием киноиндустрии в СССР были сняты биографические фильмы про ученых, которые имели схожую структуру: трудное детство исследователя, жажда знаний, первые успехи и развитие научной карьеры («Александр Попов» 1949 г. или «Пржевальский» 1951 г.). Целью этих кинофильмов было представить образ ученого в привлекательном виде и, тем самым, подтолкнуть молодое поколение к научной карьере.

С 1963 г. общество «Знание», помимо издания научно-популярных брошюр и книг, занималось организацией публичных лекций с известными представителями научной среды.

С развитием визуальных медиа появлялось все больше кинофильмов и телепередач, посвященных достижениям отечественной науки того времени. Ориентация была, безусловно, на советскую науку, события зарубежной науки освещались в значительно меньшем объеме. Появился новый жанр – кинохроника, освещавший успехи советской медицины или очередную экспедицию ученых-полярников.

Долгое время научно-популярные сюжеты представляли три известные научно-познавательные телепередачи «Клуб кинопутешествий» (ведущий Ю. А. Сенкевич), «В мире животных» (ведущие Н. Н. Дроздов, В. М. Песков), «Очевидное–невероятное» (ведущий С. П. Капица). Эти телепередачи были созданы в период более «мягкой» политики популяризации.

С развитием сети Интернет растет доступность информации, и общество в наши дни имеет возможность получить практически любое знание самостоятельно. Однако из-за колоссального объема нужно выбирать, что является ценным, а что нет. И в итоге мы сами выступаем цензорами и критиками при отборе нужной информации.

Популяризация науки продолжает трансформироваться под воздействием новых технологий и развивающегося информационного общества в соответствии с новыми средствами и возможностями XXI в. Наука становится все более зрелищной: на телевидении идут познавательные программы, активно проводятся научные поединки и стендап-битвы. Во многом такой вектор развития определили популяризаторы науки – те, кто вывел ее за пределы лабораторий.

За последние десятилетия в связи с экономическим кризисом произошло резкое снижение масштабов популяризации науки, но в последние годы намечается тенденция к изменениям в лучшую сторону. Созданы телепередачи, где систематически показывают программы о науке («Наука 2.0», академические лекции на канале «Культура»).

Тиражи научно-популярных журналов увеличились, возобновлена публикация научно-популярных серий книг. Некоторые ученые негативно относятся к СМИ, поскольку они зачастую некорректно преподносят научную информацию и, тем самым, создают неадекватное отношение к науке. Но, с другой стороны, исправить это могут только СМИ. В последние годы и эти тенденции меняются к лучшему благодаря активным реорганизациям в сфере образования и науки. Значительным для современной популяризации науки становится коммуникативный аспект, направленность на широкую аудиторию и привлечение молодежи в научную среду.

Но основной проблемой науки в России является не недостаточное финансирование, а катастрофический спад интереса и доверия населения к ней. Критическое мышление подменяется квазинаучным, наполняется псевдорелигиозными мифами. Таким образом, задача популяризации науки – разработать для общества критерии достоверности за счет предоставления корректной научной информации и убедительных, научно обоснованных опровержений лженаучных фактов. Необходимо больше развивать специальную научную популяризацию, направленную на молодежь, которая выбирает будущую профессию. Еще более важным направлением должно стать развитие общей популяризации науки.

За последнее десятилетие, по мнению исследователей, в стране наблюдается рост движения просветителей и популяризации науки. Появились новые научно-популярные медиа: «Постнаука», «N+1», «Арзамас», Naked Science и т. д. К лучшим научно-популярным ресурсам на русском языке пользователи относят «Постнауку», «Вокруг света», «Популярную механику», «Очевидное–невероятное», «Науку 2.0», «Науку и жизнь».

Крупнейшие книжные издательства создали подразделения, занятые исключительно переводом иностранного нон-фикшена и поиском его отечественных авторов. А в городской культуре появился новый типаж – сайнстер (от англ. scienster – хипстер, читающий научпоп-медиа и книги, посещающий лекции и околонаучные выставки). При поддержке Российской венчурной компании (РВК) и команд-энтузиастов из лучших отечественных вузов (Университета ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ и др.) в нашей стране появилась профессиональная научная коммуникация. О достижениях ученых стали регулярно рассказывать доступным языком через СМИ.

В 2015 г. учреждена премия «За верность науке», лауреатом которой неоднократно становился информационно-сервисный портал Indicator.Ru. Премией отмечаются лучшие научно-популярные проекты: лектории, выставки и другие мероприятия, тематические СМИ (ТВ, печатные, радио, интернет), а также отдельные популяризаторы науки. Премия в Год науки и технологий станет особенной: в ней появятся новые номинации, а вручение вписано в календарь комплекса запланированных правительством научно-популярных мероприятий. Представители оргкомитета считают, что премия «За верность науке» поощряет лучшие практики в этой области.

На заседании Президиума РАН 22 декабря 2020 г. были объявлены победители премии РАН за лучшие работы по популяризации науки 2020 г.

Источники:

Константинова, Е. Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления / Е. Г. Константинова // Медиаскоп (электронный журнал). – ... (дата обращения 30.08.2021). – Текст электронный.

Макарова, Е. Е. Популяризация науки и новые информационные технологии / Е. Е. Макарова // Медиаскоп (электронный журнал). – ... (дата обращения 01.00.2021). – Текст электронный.

Заказать книги в ЧОУНБ -

Читать в библиотеке ЛитРес
*Читательский билет для ЛитРес можно получить в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ (пр. Ленина, 60, зал № 5). Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовила Наталья Харитонова,
ведущий библиотекарь ИБО

 

Наверх